ГЛАВА СЕДЬМАЯ
о том, что неблагоприятствует акту совокупления
Знай, о визирь (да будет милостив к тебе Аллах), что болезни, связанные с соитием, немалочисленны. Я поведаю тебе лишь о нескольких из них — о тех, что стоит помнить, дабы излечить их.
Позволь прежде всего сказать тебе, что соитие, совершаемое стоя, порождает слабость в коленях и нервную дрожь.
Тех же, что предпочитают делать это, лежа на боку, подстерегают подагра и ишиас, поражающий седалищный нерв.
Не оседлывай женщину после или непосредственно перед принятием пищи: это чревато болями в спине, потерей сил и ухудшением зрения.
Если ты занимаешься любовью с женщиной, которая, наоборот, оседлает тебя, ты рискуешь болями в позвоночнике и в сердце. И если в этой позиции маленькие частицы секрета, выделяемого маткой, попадут в твой мочеиспускательный канал, это причинит вред.
Окончив любовную игру, не оставляй свой член во влагалище — это способствует образованию песка в моче, а также ослаблению позвоночника, прорыву кровеносных сосудов и воспалению легких[1].
Небезвредны также излишние движения после соития.
Поспешное омывание члена после совокупления может стать причиной язвы.
Соитие с женщиной преклонных лет действует подобно смертельному яду, ибо об этом сказано: «Не ищи старух, будь они даже богаты, как Карун[2]». И далее сказано еще: «Избегай стремящихся оседлать тебя старух, если даже они покроют тебя славой». И еще: «Соитие со старухой — ядовитая пища».
Знай, что мужчина, работающий с женщиной моложе себя, получает новые силы. Если она тех же лет, что и он, то он может не получить никакой пользы от этого. Если же, наконец, она старше его, она может отобрать себе от него все его силы.
По этому поводу сложены такие стихи:
Беги старухи, бойся блуда с ней:
Яд аракаймы[3] у нее на дне!
Чрезмерность числа соитий вредна для здоровья в силу большого расхода семени.
Задумаемся вот о чем. Масло суть квинтэссенция молока — и если масло уходит из молока, то оставшаяся жидкость это уже не молоко, а пустышка.
Семя же человека тоже можно назвать квинтэссенцией, но оно — квинтэссенция пищи. И потеря ее разрушительна для тела. Но вывод, который мы должны отсюда сделать, состоит в том, что общее состояние тела, а особенно — состояние и достоинства мужского семени прямо зависит от нашей еды. Таким образом, если человек страстно отдается радостям соития, не страшась беды, он должен поддерживать силы отборной едой, содержащей засахаренные фрукты[4], ароматические травы, мясо, мед, яйца и разные другие яства. Тот, кто потребляет все это, оберегает себя от следующих последствий безудержных соитий:
– во-первых, от потери способности к деторождению;
– во-вторых, от слепоты (он не станет, конечно, абсолютно слепым, но зрение его значительно ухудшится, если он не последует моим советам);
– в-третьих, от потери своих физических сил (он рискует, если пренебрежет этим предупреждением, стать подобен человеку, возжелавшему летать без умения это делать, или пытающемуся догнать кого-то без достаточной легкости ног, или носить тяжести без силы рук, или работать, быстро уставая и впадая в прострацию).
Тот, кто не желает чувствовать потребности в соитии, употребляет камфару.
Женщины пользуют также цветы хны, называемые «фариа»[5]: их размачивают в воде, пока та не становится желтой, и пьют этот напиток, действующий так же, как и камфара.
Я посвящу этим лекарствам специальную главу, ибо полагаю, что эта информация может быть использована многими.
Есть множество причин, порождающих нездоровье, если их не избегать, и постоянно ведущих к упадку сил.
Среди причин этих — чрезмерный сон; долгие путешествия в условиях дурного климата, что впоследствии, особенно в странах холодных, может изнеможить тело и иссушить позвоночник. Тот же эффект может возникнуть при постоянном контакте с одновременно холодными и влажными материями, вроде гипса.
Затруднено соитие для людей, имеющих затруднения с мочеиспусканием.
Истощает привычка употреблять кислую пищу.
Если после семяизвержения ты регулярно задерживаешь член во влагалище, это рано или поздно ослабляет этот орган и делает его менее способным к соитию.
Если ты лежишь с женщиной, пусть она совершает свое дело так долго, как хочет, если этого хочешь ты. Но не переусердствуй, ибо правильно сказано: «Тот, кто играет в любовные игры ради самого себя и чтобы удовлетворить собственное желание, получает самое сильное и надежное удовольствие; но тот, кто делает это ради удовлетворения страсти другой персоны, теряет собственную страсть и становится в конце концов неспособен к соитию».
Суть этих слов в следующем: когда мужчина чувствует потребность, более или менее соответствующую его способностям в изучении акта соития, он может делать это, лишь избрав для себя наилучшее время и условия, — и это становится залогом отсутствия боязни стать импотентом, если только потребность эта возникает естественно и порождена природной страстью к возлежанию с женщиной.
Тот же, кто занимается любовью во имя кого-то другого — скажем, чтобы ублажить страсть своей жены, — и тратит свои силы в стремлении осуществить это малодостижимое желание, тот действует против собственных интересов и предает свое здоровье ради чужих прихотей.
Неблагоприятствования могут сопровождать соития в бане или немедленно вслед за посещением бани, а также после кровопускания, принятия слабительного или чего-то сходного.
Следует избегать соития после сильной выпивки.
Совокупление с женщиной во время ее месячных опасно как для мужчин, так и для женщин, ибо в эту пору кровь женщины испорчена, а лоно ее холодно, и если капля крови попадет в мочеиспускательный канал мужчины, это грозит ему целым букетом болезней.
Что до женщин, то они в большинстве своем вообще не испытывают удовольствия от соития в эту пору и относятся к совокуплению с отвращением.
Вернусь еще раз к сношению в бане. Некоторые говорят об этом, что тут вообще нельзя получить удовольствие, ибо степень наслаждения зависит от теплоты лона, а в бане, как это ни покажется странным, оно остается холодным и потому не дает возможности получить наслаждение. Нельзя также забывать, что вода, попадающая внутрь половых органов мужчины и женщины, может привести к серьезным осложнениям.
Существует мнение, что смотреть внутрь влагалища неблагоприятно для зрения.
Это — проблема для врачей-специалистов, а не для любителей. Однако рассказывают в связи с этим, что Хасан бен Исаак, султан Дамаска, имел привычку изучать внутренние органы женщин, а когда ему посоветовали не делать этого, заметил: «Но есть ли удовольствие, превосходящее это?»
Однако вскоре он ослеп...
Соитие после принятия обильной пищи может привести к прободению кишечника. Обжорства надо избегать также после перенесенных болезней, в жару и в холод.
Среди болезней, сопровождающих акт соития в жарких странах, чáста внезапная слепота без каких-либо предшествующих симптомов.
Повторение соития без обмывания органов (только не сразу после первого!) неблагоприятно: это истощает жизненные силы.
После семяизвержения не оставайся близко к женщине: это чревато страданиями.
Если партнерша твоя не склонна к соитию, не перекладывай груз своего желания на ее плечи. То же самое относится и к повторному соитию, если подруга твоя внезапно не захочет такового. Не заставляй ее постоянно опасаться этого в мыслях своих: рискуешь вообще лишить ее удовольствия.
Не рекомендуется постоянно носить шелковые одежды, ибо они вытягивают энергию, необходимую для совокупления[6].
Шелковые одежды женщин также неблагоприятно действуют на способность зрелого члена к эрекции.
Сексуальные желания смиряются пощением, но в самом начале поста страсть к соитию может и разгореться.
Воздерживайся от крепких напитков, ибо они со временем уничтожают силы, необходимые для соития.
Эффект от табака, обычного или нюхательного, различен.
Не стоит мыть половые органы сразу после совокупления холодной водой: обмывание холодной водой вообще понижает желание; вот теплая вода усиливает его.
У мужчин вызывают обычно эрекцию задушевные разговоры с молодыми девушками, ибо воздействие юной женственности возбуждает страсть.
Один араб такими словами напутствовал свою дочь, которую он отправлял в дом ее мужа: «Умащай себя водой!», что означало: пусть она постоянно омывает свое тело ароматизированной водой.
Рассказывают также об одной женщине, заявившей своему мужу: «Ты стал никем, перестав умащать себя!» На что тот ответил: «Ах ты, неряха! Это удел женщин — сладко пахнуть!..»
Говорят, что к соитию располагает также и чтение Корана.
Злоупотребление соитием вообще, увы, ведет к потере вкуса к этому удовольствию.
Помни, что благородный человек избегает злоупотребления совокуплением. Семя есть свет твоих глаз, вода твоей жизни. Если ты расчетливо расходуешь его, то всегда будешь готов к любовным усладам. Не будь расточителен с ним, не поддавайся любому своему желанию, ибо если ты не будешь бережлив с ним, то ввергнешь себя во множество болезней.
Мудрые медики говорят: «Крепкое сложение необходимо для соития, и тот, кто имеет его, без опаски может отдаваться наслаждениям; но иное — у человека слабого: он, играя с женщинами, рискует многим».
Мудрец Эс-Сакли так определил меру, о которой должен узнать каждый мужчина и которая разумно ограничивает частоту соитий: флегматик или сангвиник[7] не должны заниматься любовью чаще, чем дважды или трижды в месяц; холерик и меланхолик — не чаще раза или двух.
Тем не менее хорошо установленным фактом является то, что современные мужчины, принадлежащие ко всем четырем этим темпераментам, абсолютно безудержны в своем стремлении к соитию, отдавая себя ему дни и ночи напролет, не давая даже себе труда задуматься о том, сколь многим опасностям различных болезней они себя при этом подвергают.
Женщины обычно более разумны, нежели мужчины, в своей страсти к совокуплению. В этом — их особенность, и оттого они способны более продолжительное время быть склонны к получению удовольствий, в то время как мужчины постоянно рискуют оставить себя без каких бы то ни было резервов в сфере любовных наслаждений.
Зная обо всех опасностях, постоянно сопровождающих акт соития, я считаю нужным ознакомить тебя со следующими стихами, содержащими гигиенические советы, в том числе относящиеся и к обсуждаемому предмету. Стихи эти были созданы по приказу Харуна ар-Рашида[8] наиболее выдающимися врачами его поры, которых он попросил осведомить его о методах предупреждения различных болезней, связанных в том числе и с актом соития. Сведения эти были изложены в кратких строках, уместившихся на одном листке и написанных, для простоты запоминания, в стихах:
Ешь, не жадничая! Хочешь от еды своей добра?
Дай тогда перевариться ей в желудке до утра.
Избегай того, что трудно пережевывать во рту:
Раз зубам не поддается — лучше выбросить скоту.
Кончил есть — не надо сразу приниматься за питье:
Заболеешь — и расстроишь благоденствие свое.
Прежде, чем в постель с женою для соития возлечь,
Дай тому, что есть в желудке, изойти или истечь:
Не держи внутри, что хочет из тебя излиться прочь,
Очищай скорей желудок, день за дверью или ночь!
Будь с лекарством осторожен и внимателен: оно
Для поддержки и здоровья тела нашего дано;
Никогда не пей без меры и не сыпь лекарство в рот:
Заболеть всерьез придется — вот тогда его черед.
Страстью к девам круглогрудым неустанно не гори:
Злая хворь в тебя проникнет и уляжется внутри —
Ведь избыток удовольствий безразличием чреват;
Избегай соитий лишних: будешь сам тому не рад,
Обнаружив слишком поздно, что, недугами полна,
В щелки женщин провалилась жизни светлая весна.
А еще старух блудливых изгони из дома вон:
Яд хранят они на донцах несогретых бледных лон.
Через день купанье в бане сделай правилом своим.
Зазубри советы эти — и вседневно следуй им.
Таковы были правила, переданные мудрецами мастеру человеческого благосостояния и богатства, переданные от поколения поколению.
Все мудрецы и врачи говорят, что болезни, постигающие человека, укоренены в злоупотреблении соитием. Отсюда следует, что всякий, кто хочет охранить свое здоровье, а особенно — зрение, и кто желает жить жизнью, полной удовольствий, не должен быть расточителен в своих любовных наслаждениях из боязни величайших мук, которые могут произрасти от таких злоупотреблений.
[1] По поводу каждого, наверное, совета шейха Нефзауи, изложенного в этой главе, у современного врача найдутся, вероятно, многие причины спорить с автором, а то и горячо его опровергнуть. Но мы оставляем текст шейха в первозданном виде, ибо это — канон врачевания, присущий Средневековью. Современный читатель должен сделать скидку на это — и в любом случае посоветоваться со специалистом своего времени.
[2] Этот Карун, или Кора, как называет его Библия, построил дворец, покрытый золотом, с дверями из червонного золота. Ездил он обычно на белом муле, покрытом золотым чепраком.
[3] Аракайма, или аракейма — змея, яд которой смертелен.
[4] Эти джемы именуются по-арабски «маджюн», а готовятся из фруктов (главным образом, из груш и вишен), сваренных в меду. Для вкуса в них добавляют корицу, мускатный орех и др.
[5] Хна — растение, у арабов весьма популярное. Сухая хна используется как пудра или растворяется в воде — и ее пользуют для окраски ногтей, ног, рук, волос головы и бород.
[6] Вероятно, автор имеет в виду, что шелковые ткани способствуют сильному перегреву тела, что неблагоприятствует соитию. Такой перегрев действительно имеет место.
[7] Четыре основных типа человеческого темперамента — сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик (восходящие к гуморальной, связанной со свойствами жидких сред организма теории Гиппократа, систематизированной Иммануилом Кантом) — ставились средневековыми врачами в зависимость от наличия в организме четырех стихий: соответственно — слизи, желчи, черной желчи и крови.
[8] Харун ар-Рашид (763 или 766–809) — халиф из династии Аббасидов с 786 года. При нем в Халифате, охватывавшем значительные территории Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки, значительного развития достигли культура, ремесла, торговля и сельское хозяйство. Образ Харуна ар-Рашида — один из часто встречаемых в сказках «Тысячи и одной ночи», как правителя мудрого, просвещенного и отважного.
На главную |