К содержанию Раздела Ш
Две главы из вариаций
на тему'ЕВАНГЕЛИЯ от ИОАННА'1
Вступление автора вариаций
|
В то время жил Иисус, мудрый человек, если вообще можно назвать его человеком.
Он совершал вещи необыкновенные и был учителем людей, которые с радостью воспринимали правду. За ним пошло много иудеев, равно как и язычников.
Он был Христом.
А когда по доносам знаменитых наших мужей Пилат приговорил его к распятию на кресте, его прежние приверженцы не отвернулись от него.
Ибо на третий день он снова явился им живой, что предсказывали Божьи пророки, так же как и многие другие поразительные вещи о нем.
С тех пор и по сей день существует община христиан, получившая от него свое название.
Иосиф Флавий2
'Иудейские древности'
|
Содержание вступления
Автор его рассказывает о начале работы над Вариациями на тему Евангелия и знакомит читателя со строфой, которой будет излагаться 'канон Иоанна'.
|
Посмотрел с мольбою
Всадник в высь небес
И копье для боя
Взял наперевес
Борис Пастернак.
'Сказка' |
Как часто древности отменные,
Изложенные свежей речью -
Простой, свободной, современною, -
Взрываясь, сыпали картечью.
Примером должен расстараться я.
Образчик той картечной пушки нам
Являет 'Памятник' Горация3
В устах Державина4 и Пушкина.
Но не пришлось читать мне ранее
Переложенья, как ни странно5,
Святого Благовествования
Евангелиста Иоанна.
Берусь за труд, на годы долгие
Рассчитанный. Плыву в безвестность.
И если думаю о долге я,
То только пред тобой, словесность.
Свой стих пишу я не в обители,
С сознаньем недостатка силы.
Его примите, книг любители
И разных стран библиофилы.
Он есть, увы, не слово новое,
Не пропаганда веры Божьей,
Но пропаганда веры в слово и
Пример усидчивости тоже.
Итак, вперед - в то утро раннее
И в тот рассвет, сырой и мглистый,
Где начинается сказание
Бессмертного евангелиста:
:И пусть этот стих будет строен и строг:
Кладу я в простые четырнадцать строк,
Дробя амфибрахием рваным,
Высокий канон Иоанна,
Который - рожденный в глубинах веков,
Прорвавшийся к нам сквозь десятки оков, -
Мы тщательно чтим среди тысяч стихов,
Поскольку удел его в мире таков,
Что, мча от Иерусалима
До Рима, от Града Святого Петра
До Рио сегодня, как мчался вчера,
Он жив, в нашем сердце хранимый, -
И мы повторяем торжественный слог:
'В начале бе Слово, и Слово бе Бог'.
Глава 1
Содержание первой главы
1-56 Учение евангелиста Иоанна о 'Логосе' - 'Слове': 'В начале всего было Слово:'
6-14 Свидетельство Иоанна Крестителя об Истинном Свете; Слово становится плотью.
15-18 Предсказание Иоанна Предтечи о приходе Иисуса Христа.
19-27 Спор Иоанна Крестителя с фарисеями об 'Идущем за мной, но вышедшем вперед'.
28-34 Иоанн Предтеча указывает на Иисуса Христа как на Агнца Божьего, на которого снизошел Дух Божий в виде голубя.
35-51 Призвание Иисусом Христом первых Апостолов.
1 В начале всего было Слово. Оно
Являлось владением Божиим, но
Оно, рассуждаючи строго,
И было, естественно, Богом.
2 Итак, Оно было у Бога7 сперва
3 И все, что потом появилось - 'трава',
'Невада', 'Нева' и другие слова, -
Псалтыри 'глава', человечья 'глава',
Все в мире от 'римлян' до 'греков', -
Без этого Слова не начало жить,
4 А начало с Ним, ибо в Нем была жизнь -
И жизнь была Свет человеков.
5 Во тьме, не щадящей вокруг ничего,
Он светит - и тьма не объяла Его.
6 Тогда в Вифаваре, где тек Иордан,
Был некто - и имя ему Иоанн,
7 Креститель и Божий свидетель,
Пришедший поведать о Свете.
8 И многие думали: был ли он - Свет?
Но нет, отвечаю, он не был им, нет:
Он был лишь Предтеча, принявший обет
Уведомить внятно о том, что вослед
За ним появиться на эти
Долины и пастбища было должно.
Затем-то и стало ему суждено
Придти как свидетель о Свете:
7 Чтоб полною мерой, по край, до конца
Высокою верой наполнить сердца.
10 Но Истинный Свет этот мир посетил.
Он мира начало собой осветил,
Но был этим миром не познан,
Прозревшим губительно поздно,
9 Хоть Свет этот Истинный, тот, что Собой
Входящего в мир просвещает, любой
Мог видеть и сделать своею судьбой,
Поскольку в сердца Он стучал, как прибой -
И мир в Его волнах и начал
Свое бытие, но, пришедший к своим,
11 Свет не был опознан, не нужен был им -
И все получилось иначе:
Во тьме предрассветной, в предутренней мгле
Свет истины только скользнул по земле.
12 А тот, кем был принят как должное Он,
За веру во имя Его наделен
Стал властью на вечное время
Быть детищем Божьим - со всеми,
13 Кто Богом рожден и кто жизни отсчет
Ведет не от крови, что в жилах течет,
Не с гибельной страсти, что мужа печет,
И плоти напасти, что душу сечет,
Но - с Божьего Слова. 14 А Слово
Сподобилось плотью телесною стать,
Средь нас обитая и лья благодать,
И Сына Единородного
Мы видели славу Его - и в сердца
Нам лился Свет Истины Бога-Отца.
15 Об этом-то всем Иоаннова речь
И шла, чтоб в основу свидетельства лечь,
И он восклицал неустанно
Народу у вод Иордана:
'Уведомьтесь: Тот, Кто за мною идет,
О Ком я пророчил вам, вышел вперед
И встал предо мною: ведь жил и живет
Он прежде меня в этом мире - и вот
16 И пращуры наши, и братья,
И каждый из сущих, и вместе мы все
17 Полны по закону, что дал Моисей,
И истины и благодати,
А та благодать и ее полнота
Нам явлены чрез Иисуса Христа.
18 Хоть Бога не видел никто никогда,
Но явлен Он нам: Он явился сюда,
Из недр Своих выйдя свободно,
Как Сын Его Единородный:'
19 И вот что еще Иоанн возвестил,
Когда, расступившись, народ пропустил
К нему Иудейских посланцев - светил,
Служителей церкви, исполненных сил
И тайну разведать охоты,
И, строг и сердит, седовласый старик,
Иерусалимский левит, напрямик
Спросил у Крестителя: 'Кто ты?'.
20 И тот, не таясь, отвечал на вопрос:
'Я не отрекаюсь, но я
- не Христос'.
21 - 'Так что же, - спросили, - ты - Илия?' -
'Нет' -
'Пророк?' Иоанн им - все то же в ответ.
22 'Так кто же ты? Что мы ответим
Пославшим сюда нас за этим?
И что о самом о себе ты сейчас
Сумеешь сказать?' 23 Он ответил: 'Я - глас
В пустыне вовсю вопиющего; час
Путь Богу исправить приходит для вас
По слову пророка Исайи'.
24 Но вновь фарисеи - вопросы свои:
25 'Ведь ты - не Христос, и не Илия, и
Отнюдь не пророк, но спасаешь
Людей, в Иордане крестя. Но открой
Нам тайну: а свято ль крещенье водой?'
26 - 'Крещу я водой, - Иоанн говорит, -
Но Некто меж вами незримо стоит,
За мною Шагающий следом,
Который вам вовсе неведом.
О Нем ничего вы не слышали, но
Народу о Нем возвещал я давно.
27 Идет Он за мной, но Ему суждено
Стать первым. Идущий за мной все равно,
Влекомый чудесною силой,
Стоит впереди. И могу я сказать,
Что даже не смею ремни развязать
Сандалий Идущего:' 28 Было
То все в Вифаваре, где тек Иордан,
Где, верный обету, крестил Иоанн.
29 И новое утро над краем земли
Встает. И Креститель увидел: вдали
К реке Иисус поспешает.
И тут Иоанн возглашает:
'Вот - Агнец Господень, Который берет
На плечи грехов человеческих гнет8,
30 И это о Нем извещал я народ,
Уведомив: Муж, Что за мною идет,
Встал передо мною, хоть прежде
31 Его я не знал и не видел нигде,
Но к вам я пришел - и крестил вас в воде
В высокой и крепкой надежде:
Кто мир этот раньше пытался спасти,
Израилю явится вновь - во плоти'.
32 И рек Иоанн как свидетель: 'Узрел
Я Духа: на этого Мужа слетел
Он с неба, как птица живая,
Как голубь, на Нем пребывая.
33 Да, я Его раньше не видел. Но Тот,
Кем послан крестить я водою народ,
Поведал: Тому, на Кого снизойдет
Сияние Духа у плещущих вод,
Отпущена доля иная:
Уже не водою, не словом простым,
Но светлою Верой и Духом Святым
Крестить Он людей начинает.
34 И ныне доподлинно вам говорю,
Что Божьего Сына воочию зрю'.
35 И минула ночь. И растаял туман.
И сызнова вышел к реке Иоанн.
А поодаль шли над водою
Питомцы - и было их двое.
36 И видит опять Иоанн, что идет
Рекой Иисус. И тогда он зовет
Питомцев своих, указуя: 'Сей - Тот:
Который людей от грехов их спасет.
За Божиим Агнцем идите'.
37 :И двинулись двое за Ним по пятам.
38 И Он вопросил их: 'Что надобно вам?' -
'О Равви, - (что значит: 'Учитель') -
Мы оба тебе незнакомы, но, все ж,
Открой без утайки нам, где Ты живешь?' -
39 'Пойдите - увидите', - Он отвечал,
А после, сказав это, долго молчал,
И не было проще ответа,
Чем слово короткое это.
Пошли они. Где-то часам к десяти
Достигли искомого места пути
И в доме, где жил Он, смогли провести.
Весь день, до рассветного солнца почти.
40 Один ученик Иоанна,
Узнавший теперь Иисуса - Андрей, -
Обратно домой возвратился скорей
(Потом назовут Первозванным
Андрея9), чтоб сразу сказать поутру
О радости брату Симону-Петру.
41 Андреева весть - высока и чиста:
Мессию нашли они, то есть - Христа.
42 И, радостью той окрыленный,
Ведет он к Мессии Симона.
Взглянул на Симона внимательно Он
И молвил ему: 'Сын Ионин, Симон,
Отныне ты Кифою мной наречен:'
А людям известно с далеких времен,
Что 'Кифа' есть 'камень'; иначе,
По-гречески - 'Петр' (и настала пора
Понять, что скалистое имя Петра
Прообраз есть веры горячей,
Поскольку для храма Христова он стал
Опорой, как горный граненый хрусталь).
43 Наутро, решив в Галилею идти,
Филиппа нашел Иисус на пути,
Сказав ему слово простое
И краткое: 'Следуй за мною'.
44 Тот жил в Вифсаиде, и был его дом
Вблизи от жилища Андрея с Петром;
45 Там Нафанаила он встретил; потом
Поведал в беседе соседу о том,
Что видел он Агнца Господня,
О Коем и книг Моисеевых стих,
Поведал, и в свитках писали своих,
Пророки давно, а сегодня
Его 'Иисус' величают, и Он
Иосифом был в Назарете взращен.
46 А Нафанаил ему молвит в ответ:
'Что доброго может нам дать Назарет?'
Филипп отвечает: 'Пойди и взгляни'.
И вместе пошли к Иисусу они.
47 Увидел Он Нафанаила, когда
Пришли они вместе, и вымолвил: 'Да,
Вот - подлинный Израильтянин: следа
Лукавства не сыщете в нем никогда'.
48 А Нафанаил - ему: 'Где же
Ты видел меня?' - 'До того, как ты был
Под старой смоковницей, и говорил
Филипп обо Мне тебе, - прежде,
Чем первое слово тебе он сказал, -
Тебя Я задолго и видел и знал'.
49 И Нафанаил говорит, до глубин
Своих потрясенный: 'О, Равви, Ты - Сын,
Сын Божий; Ты - Царь, Ты - Израилев Царь
По книгам пророков, написанным встарь'.
50 В ответ Иисус произносит ему:
'Ты веришь Мне, знаю, но лишь потому,
Что нечто сказал Я тебе самому
Доступное больше и ближе уму,
И проще любого простого:
Что видел тебя под смоковницей. Но
И больше увидеть еще суждено
Тебе и внимающим Слову:'
И он продолжал все страстней и страстней,
И пламя в глазах разгоралось ясней.
51 ':Да, истинно, истинно вам говорю,
Что час Я торжественный явственно зрю,
Когда небеса перед вами
Внезапно отверзнутся сами:'
И ход его мысли был ясен и прост:
Отверстое небо есть призрачный мост,
Где Бог пред людьми поднимается в рост;
Отверстое небо есть скопище звезд,
Пред коими люди ничтожны,
Которых немало на свете горит.
':Которые Сын Человеческий зрит,
А с ними - и Ангелов Божьих,
Что, мча сквозь полночную звездную тьму,
Восходят к Нему и нисходят к Нему'.
Глава 2
Содержание второй главы
1-11 Первое чудо в Кане Галилейской.
12-17 Изгнание продавцов из храма.
18-21 Храм Его тела.
22-25 Видя Его чудеса, многие уверовали.
1 На третий же день, лишь рассеялся мрак
Ночной, в Галилее был радостный брак
В селении Кана богатом -
И Мать Иисуса была там.
2 И зван Иисус был с питомцами на
Ту свадьбу. 3 Но мало там было вина,
Как видела Мать Иисуса. Она
На это ему указала:
'Ты видишь, вина не хватает им'. 4 Но
Сказал Он: 'О, Жено, не все ли равно
И Мне, и Тебе? Мое время - оно
Покуда еще не настало'.
5 Но тут же служителям молвит Она:
'Что скажет Он вам - выполняйте сполна'.
6 Близ этого дома, у всех на виду
Шесть каменных чанов стояли в саду,
Чтоб каждый, обычаю верный,
Мог тело очистить от скверны.
И те водоносы, по две и по три
Солидные меры вмещая10, внутри
Пусты были. 7 И Иисус говорит
Служителям: 'Эти сосуды
Водою наполните'. Сделали так.
8 И он им велит, чтобы взяли черпак,
Черпнули им воду: 9 И чудо
Свершилось - еще неизвестное им:
Вода обернулась вином молодым.
И к распорядителю пира оно
Немедленно было перенесено -
И он отхлебнул из сосуда,
Не ведая точно, откуда
Оно к ним попало: ведь знали о нем
Лишь слуги, ту воду принесшие в дом,
Когда почерпнули ее - и вином
Она обернулась к тому же.
10 И распорядитель такие слова
Сказал жениху: 'Мы обычно сперва
Хорошее ставим вино, но едва
Напьются, - приносим похуже.
Но этим обычаем ты пренебрег -
И лучшее нам непоследок сберег'.
11 Так первое чудо свершил Иисус,
Воде изменивши и сущность и вкус:
Вином ее сделав в стакане
На свадебном пиршестве в Кане,
В земле Галилейской, и тем положив
Начало чудес Своих, славу явив
Свою, а для тех, что, Его окружив,
За ним по дорогам шагали
Единой тропой, как в едином строю,
Единой судьбой, словно в общем бою,
Дав силу поверить в Себя и в Свою
Высокую участь - и знали
Об этом они, не со слов, неспроста
Отныне уверовав в дело Христа.
12 Шагая дорогой пути Своего,
Добрался и Сам Он, и Матерь Его,
И братья с питомцами всеми
В село Касперисум на время.
13 Когда ж Иудейская Пасха почти
Настала, к Иерусалиму идти
Решил Иисус - и часам к десяти
Вошел в городские ворота.
14 И там Он увидел, что в храме святом
Бесстыдно купцы торговали скотом
И птицей, а рядом на торжище том
Менялы сидели у входа.
15 И сделавши бич из веревок, взашей
Он выгнал из храма бичом торгашей.
И выставив вон и овец, и волов,
Рассыпал Он деньги менял со столов,
Столы повалив и порушив,
16 Сказав голубей продающим,
Исторгнувши из естества Своего:
'Возьмите товар - унесите его
И больше из дома Отца Моего
Не делайте дома торговли'.
17 И тут же припомнили с Ним от реки
Ко храму пришедшие ученики
Из древних пророков отрывок строки,
Которому не прекословлю:
'По доме Твоем среди ночи и дня
Глубокая ревность снедает Меня'.
18 На то Иудеи сказали: 'Каким
Ты знаменьем сможешь уверить своим,
Что власть Ты имеешь над нами
На эти поступки во храме?' -
19 - 'Разрушьте сей храм, - Иисус отвечал, -
В три дня Я воздвигну его'. 20 И речам
Его не поверя и гневно крича,
На это Ему возразили:
'В три дня? Но поверить не в силах мы, нет:
Да как же Ты можешь, открой нам секрет,
В три дня возвести, если сорок шесть лет
Его мастера возводили?'
21 А Он говорил о неведомом им:
О храме, что телом воздвигнет Своим.
22 Позднее - из мертвых воскрес Он едва,
Питомцы припомнили эти слова,
Что смело сказал Он и прямо
В Иерусалиме у храма.
Тогда-то уверились твердо они
В Писании, в слове (а слову сродни
Гранит и крепчайшая бронза одни),
Которое им в предпасхальные дни
Сказал Иисус как загадку:
23 :И Пасха настала. (Иерусалим
Был ею наполнен - и праздничный дым,
Пахучий и пряный, и сладкий,
Как ангел, над городом ввысь поднялся.)
И был Иисус там, творя чудеса.
И, ведая этих чудес торжество,
Поверили многие в дело Его,
Уверясь сердцами своими
И в деле Его, и во имя.
24 Но сам Иисус им Себя не вверял,
Поскольку доподлинно каждого знал -
И часа урочного тщательно ждал,
25 Особой нужды не имея,
Чтоб кто-то придти со свидетельством мог,
Покуда заветный не вызреет срок,
Что Сын Человеческий - подлинный Бог
И судьбами всеми владеет,
Поскольку узнал Он с рожденья навек
О том, что являет собой человек.
На этом заканчивается вторая глава 'Евангелия от Иоанна'.
Предложенное для знакомства читателю - лишь надводная часть обширного общего замысла. Если мне даны будут силы и время, этот труд будет продолжен.
Залогом может служить -
знаменитая строфа 3,16, -
то есть шестнадцатый стих третьей главы 'Евангелия
от Иоанна', в котором излагается цель явления Христа
к людям
Иисус говорит фарисею Никодиму:
'16 :Ведь мир ваш настолько Господь возлюбил
Что чудо великое людям явил,
Пославши как Светлое Слово,
К вам Сына Единородного,
Который пройдет чрез мученья и крест,
Чтоб факелом вспыхнуло слово 'воскрес',
Чтоб житель любых отдаленнейших мест,
Узнавши о самом большом из чудес,
С высокою мыслью о Боге,
Страданием Сына Его без труда
Спасенный от скверны греха навсегда
Уверился в Нем - и в итоге
Не канул в мучениях в адский котел,
Но вечную жизнь, как награду, обрел:'
1976, 2001, Ленинград, С.-Петербург
Примечания
1 Иоанн, 'сын Зеведеев' (как полагают многие исследователи) - один из апостолов Иисуса Христа и, как сказано в самом Евангелии, любимый ученик Иисуса. О жизни его мы знаем немного; полагают, что Евангелие он создал глубоким старцем.
2 Иосиф Флавий (37-после 100 г. по РХ) - древнееврейский историк, автор 'Иудейской войны', написанной с проримских позиций.
3 Квинт Гораций Флакк (65 г. до РХ - 8 г. по РХ) - римский поэт.
4 Гаврила Романович Державин (1743-1816) - русский поэт.
5 Хотя такие переложения - Сергея Сергеевича Аверинцева (1937-2004) и Игнатия Михайловича Ивановского (1932), москвича и питерца, - вроде существуют.
6 Здесь и далее цифры в тексте вариаций обозначают номера стихов в тексте Евангелия.
7 'У Бога' (читается, увы, 'убого') - так у Иоанна: 'Оно было в начале у Бога'. В вариациях вообще сохранены многие точные евангельские фразы.
8 В двух этих строках Иоанн Креститель ясно формулирует суть миссии Христа: снять с людей бремя первородного греха.
9 Андрей Первозванный, как сообщает Нестор, автор Повести временных лет, после смерти Иисуса посетил землю будущей Руси, водрузив свой посох на месте, где был основан Киев и побывав на месте будущего Новгорода.
Другие летописцы сообщают также, что Андрей водрузил еще один свой посох на месте Грузина. Есть сведения, что он побывал и на Валааме. Топонимическим следом его пребывания на Карельском перешейке является город Антреа (угро-финский вариант имени 'Андрей'; ныне - Каменногорск) посередине древнего русла Вуоксы, тогда соединявшей Ладогу с Финским заливом.
По легенде, мощи Андрея Первозванного были положены в 1703 году в основание дерево-земляной Санктпетербургской фортеции. Положенный на белый фон голубой косой крест, на котором Андрей принял смерть, стал военно-морским российским флагом.
10 Библеисты подсчитали, что общий объем воды, превращенный Иисусом в Кане Галилейской в вино, составил около 230 литров. Действительно, солидный объем!
Наверх |