На главную

V. От легенд к истории

Во второй половине I в. по Р.Х. через будущие Киевские и Новгородские, а также через Приневские земли совершил поход апостол Андрей Первозванный (об этом рассказал нам автор ПВЛ Нестор). По сведениям 'Степенной книги', Андрей водрузил свой жезл (посох) на Волхове, провозвестив тем великое будущее этих земель (в память о том существует, по преданию, поселение Друзино-Грузино).

Тут - курьеза ради - приведу один любопытный исторический эпизод.

Около 1820 г. титулярный советник Александр Сулакадзев обнародовал 'Опыт древней и новой летописи Валаамского монастыря', в котором привел строки из имевшейся, как он утверждал, у него в коллекции 'Оповоди' - сборнике старинных 'древнеславянских проречерий на пергаменте V века'. Строки звучали так:

Ондреиотерслима пребреде голиди
К соуги родени скефи скифи
И словени и рели соумнежни.
Бреде на емленее паки скофи
Словекски влики адлгу вланде.
Боури хринславе окроужинево
И наваламо измьичли сюду и
Союду иже и први хрсти пстави
Камении моужакамени содела 20).

Отрывок этот перекладывали на современный язык многие. Приведу свой - совмещенный с другими - вариант:

Андрей от Иерусалима прошел голядь,
Kacoгов - родом скифов, и скифов,
И словен, и корелу, и сумь южную.
Бредя опять по земле, [где] скифы
И словене Великой Ладогой владели,
Будил Христову славу в округе [озера] Нево
И на Валааме, и сумь учил и здесь и
Повсюду, которой и первый крест поставил
Камен, и мужика каменного сделал.

Не стану много говорить об истинности или поддельности 'Оповеди'. Приведу характерное высказывание видного лингвиста позапрошлого векa Александра Христофоровича Востокова (который, правда, не пожелал или не сумел дать свой вариант прочтения приведенных выше строк). Его приговор суров:

'Эта так называемая им 'Оповедь' есть собственное его (Сулакадзева) сочинение, исполненное небывалых слов, непонятных словосокращений, бессмыслицы, чтоб казалось древнее' 21).

Надо тем не менее сказать, что на строки 'Оповеди' по сию пору ссылаются весьма серьезные исследователи (скажем, Вадим Борисович Вилинбахов) как на подтверждение истинности путешествия Андрея Первозванного на Валаам и по Карелии.

Возвращаясь к теме, следует, по крайней мере, отметить, что корелы 1 и сумь (будущие финны) в перечне народов, которые якобы повидал апостол Андрей, наличествуют. А рухс-асы, русь - еще нет: они появились в Прискандинавье еще совсем недавно и, может быть, на Карельском перешейке (острове) еще не утвердились.

Карта-схема расположения племен по 'Повести временных лет'

Карта-схема расположения племен по 'Повести временных лет'. Русь занимает здесь, во-первых, нынешний Карельский перешеек (раньше это был остров, на котором располагались русы-варяги, во времена Нестора образовавшие этническое единство с летописной корелой), а во-вторых, южное побережье Финского залива (занимаемое современной ижорой).

Однако на этом самом 'острове' остался географический знак, топоним, связанный с именем апостола Андрея. Это - город Антреа ('Андрей' в мягкой прибалтийско-финской огласовке), с 1948 г. именуемый как Каменногорск. Он лежит посередине между Приозерском и Выборгом - как путевой знак на переходе апостола Андрея от Валаама по тогдашней Вуоксе к Финскому заливу.

Ранее 100 г. по Р.Х. от Балтики до Рима проложен был так называемый 'Янтapный путь' - и кто-то из представителей суми, корелы или даже предприимчивых русов мог наряду с чудью и скандинавами принять участие в удачливой торговле прибалтийским янтарем.

Около 100 г. - согласно легендам, запечатленным Иоакимовской летописью и русскими хронографами, - произошло заселение древнего Славенска: некоего поселения либо в районе Ильменя, либо как прообраза будущего Смоленска.

На протяжении I-IV вв. анты продвинулись от Дона до Вислы.

Во II в. Клавдий Птоломей (ок. 90-ок. 160) создал географическое описание мира, в котором запечатлены были сарматские народы, в том числе венеды и осии на южном побережье Венедского залива - Балтики и сарматы-гипербореи в северной части Восточной Европы.

Около 200 г. германцы начали движение с севера Европы к Риму.

На их место перемещались славянские племена, а готы и гепиды пошли на юг - в район Причерноморья.

220-375 гг. - время существования причерноморской готской империи, военные экспедиции которой интенсивно осваивали всю Восточную Европу, включая и районы, близкие к Приневью. Осваивались торговые пути к Приуралью и Каспию.

300/400-560 гг. - время существования 'Киевской культуры' ранних юго-восточных славян.

В III в. шла жестокая борьба гуннов с aнтaми.

350-370 гг. - время правления Германариха, короля остготов, совершивших дальний поход из Причерноморья в Приневские земли и Поволжье. Фрагменты упоминаний об этих походах вошли в 'Гетику' историка Иордана и содержали, по толкованию Глеба Лебедева, следующие этнические топонимы: гольтескифов, чудь на Свири, весь, мерю и мордву в Мещерах, рогасов и тадзов, а также голядь.

Любопытно здесь упоминание 'рогасов', за которыми ясно угадываются не кто иные, как южные рухс-асы, жившие тогда близ низовий Волги.

360-м годом датируется начало постепенной миграции южных славян к северу от Причерноморья.

К этому же времени относится второе легендарное запустение Славенска - видимо, как отражение последствий военных походов Германариха.

В 370 г. в проигранном сражении с гуннами погиб владетель южнорусской земли Германарих. И тут еще одно важное для понимания единства живших на территории Южной Pycи племен замечание делает Г. В. Вернадский:

'Росомоны... могут быть идентифицированы как роксоланы, то есть pуxc-ас...
Мы можем полагать, что это был случай восстания рухс-ас против остготов и что они приветствовали гуннов как своих освободителей' 22).

Добавим к этому, что речь тут идет, конечно, о южных рухс-асах.

А теперь обратимся к фрагменту из российской 'Степенной книги', составленной в 1560-1563 гг. Андреем, духовником Ивана IV. Там сказано:

'Еще же древле и царь Феодосий Великий имеше брань с русскими вои...' 23)

Феодосий Великий правил в Византии yжe после смерти Германариха - в 379-395 гг. Из описаний его жизни известно, что воевал он не 'с русскими вои', а с аланами. Правда, Вернадский пишет в своей книге:

'Аланские банды появились на берегах Среднего Днепра уже в 380 г.... (выделено мною. - А. Ш.)
Как нам известно, именно аланские роды организовали славянские племена антов, и мы можем предположить, что существовали антские (асо-славы) и русские (рухс-ас) соединения даже в западной аланской орде. Западная экспансия аланов была, таким образом, в определенном смысле первым русским вторжением в Европу' 24).

Но хотя это замечание историка есть в своем роде ключевое для понимания, что же именно стоит за выражением 'русские вои', однако повторю, что воевал Феодосий Великий все же с аланами, в рядах которых могли, конечно, быть южные рухс-асы, тем не менее имени просто русов не носившие.

После 380 г. произошло вторичное легендарное отстроение Славенска и Русы, о котором повествуют более поздние российские хронографы.

В 405-410 гг. аланы вновь двинулись на запад, где имели столкновение с вандалами, под именем которых выступали центральноевропейские и североприбалтийские славяне.

Около 420 г. сильная гуннская орда, используя поддержку аланов, обосновалась на берeгax Дуная. Гуннами руководил хан Роила.

И тут читатель вспомнит о проблеме, с которой уже встречался выше. Уточняя детали этой проблемы, Вернадский пишет:

'Патриарх Прокл (434-447 гг.) посвятил одну из своих проповедей гуннскому вторжению. В ней он вспомнил предсказание Иезекииля относительно принца Рош и Мешех. Возможно как раз, что Прокл должен был подумать о библейском Рош в присутствии рос или русь (рухс-ас) в армии Роилы. В этом случае его проповедь должна содержать первое упоминание о асо-славянской рос (русь) в византийской литературе' 25).

Тут стоит уточнить: речь идет опять-таки не о северных русах, а о тех же южных рухс-асах.

Через полвека после вторжения гуннов в Задонье необычайного могущества достиг великий гуннский вождь Аттила.

Средневековая 'Песнь о Нибелунгах', созданная в ХIII в., рассказывает, что свою свадьбу с Кримхильдой, вдовой нидерландского князя Зигфрида, Аттила (в 'Песне' он назван Этцелем) сыграл в самом сердце Европы - Вене. В Авентюре (главе) ХХII, которая названа 'О том, как Кримхильда обвенчалась с Этцелем', описан съезд на их свадьбу гостей с coceдниx с 'империей Аттилы' земель:

То на дыбы вздымая своих коней лихих,
То снова с громким криком пришпоривая их,
Скакали русы, греки, валахи и поляки,
Бесстрашием и ловкостью блеснуть старался всякий.

Из луков печенеги - они там тоже были -
Влет меткою стрелою любую птицу били.
Вослед за их шумливою и дикою ордою
Бойцы из Киевской земли неслись густой толпою 26).

Несложный расчет позволяет установить дату 'литературной свадьбы' Аттилы с Кримхильдой - 425 г. Дата эта важна для того, чтобы понять: именно 425-м годом датируется первое в европейской литературе упоминание имени 'русы'.

При этом важно, что автор 'Пeсни', в отличие от многих прежних и современных историков, упоминает 'русов' отдельно от 'бойцов из Киевской земли': от поднепровских славян-полян. Русы тут - не киевляне и вообще не славяне. Это - вполне независимо существующий этнос.

Иными словами, в сознании средневекового автора 'Песни' русы начали самостоятельное от славян хождение во времени не позднее первой четверти V в.

Реально это было, конечно, сильное забегание вперед. Киев в 425 г. еще не существовал. Поляки как нация сложились в IХ столетии. Первое летописное упоминание о печенегах, появившихся в южно-русских степях, относится к 915 г. Автор 'Песни' забежал вперед аж на пять веков.

А упоминание 'русов' имеет тут сугубо поэтический характер и, кроме того, относится, видимо, не к северной, а все к той же южной руси, рyxс-асам.

Вероятно, к 420-м гг. можно отнести начало правления легендарного словенского князя Вандала, упомянутого в Иоакимовской летописи.

Сын Вандала, Владимир, стал героем скандинавской саги о Тиндреке Бернском, в кoтоpoй действует также - как сугубо литературный, конечно, то есть вполне легендарный, герой - и Аттила, с которым сражается Владимир.

480-490 гг. - начало правления плеяды легендарных, в большинстве своем безымянных славянских князей вплоть до Буривоя - отца Гостомысла.

Тут стоит упомянуть еще, что имена нескольких 'финских королей' (стало быть, возможно, и карельских правителей) yпоминает в 'Деяниях данов' Саксон Грамматик: это, напримep, Транн, Фроди I, Гуси, Фридлер, Фроди II и Эрик Красноречивый, Флокки и Старкатер и, наконец, Радбард, Рандвер и Регнальд, которые, по Саксону Грамматикy, правили и Русью, и Гардами, то есть Карелией.

Kак видим, все имена русско-карельско-финских правителей - сугубо скандинавские, что естественно, коль скоро правили они на скандинавской территории. Однако это не мешает нахождению и сyгyбo русских, вернее, древнерусских имен типа 'Аскольд', что расшифровывается предельно ясно как 'Ас Скьолда', сына Одина (Аскольд фигурирует уже как посланец Рюрика, персонажа IХ в.).

Около 550 г. историк Иордан сообщает в 'Гетике' о городе Новиетунуме в окрестностях озера Мурсиано. Некоторые историки видят в Новиетунуме и Мурсиано древний Новгород и озеро Ильмень, в русских хронографах именуемoe также Moйско. Однако это - явный анахронизм: в 550 г. Новгород еще не существовал, до его реального становления как города пройдет более четырех столетий.

Еще одно проблематичное упоминание о древней Руси.

Сергей Лесной - автор во многом спорного сочинения 'Откуда ты, Русь?' и сторонник так называемой 'Велесовой книги' весьма сомнительного происхождения - пишет в своем труде:

'Известие о народе 'хрос' имеется в продолжении истории Захария Митиленского, написанном в 555 году (здесь и далее выделено мною. - А. Ш.) неизвестным сирийцем (Псевдо-Захарий). Это всего несколько стpoк. После описания амазонок, помещаемых около Азовского моря, мы находим: 'Соседний с ними народ 'хрос' (hros), мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей'' 27).

Опровержение этой посылки находим у историка Омельяна Прицака:

'Доказано, что сирийское 'Hrõs' (555), извлеченное из работы Псевдо-Захария Ритора и введенное в восточноевропейскую историю в 1903 году Йозефом Марквартом, не имеет отношения к 'руси'. В приложении к 'Истории церкви' Ритора есть интересный отчет о христианской северокавказской миссии некоего Кардата, включающий список гуннских племен. Этот отчет понудил историка процитировать эпизод об Амазонах из средневековой версии романа об Александре, в котором греческий термин 'heros' (герой) отнесен к гигантским женщинам-амазонкам. В сирийском варианте греческий термин принял форму 'Hrõs''  28).

В 600 г. шведы вторглись в Восточную Прибалтику: это было начало шведской экспансии в восточноевропейские страны, длившейся одиннадцать веков - до Полтавской битвы.

В 625 г. образовалось и стало деятельно развиваться тюркоязычное приволжское государство хазар.

Три года спустя состоялось событие, о котором современные историки высказывают противоречивые суждения. Событие это связано с именем русов.

В связи с ним историк Сергей Лесной цитирует грузинский манускрипт 1042 г. из Тифлисского Сионского собора, содержащий рассказ об 'Осаде и штурме великого и святого града Константинополя скифами, которые суть русские'. Историк сообщает, что 'русский Хаган' осаждал город '...с предшествующей субботы дня Благовещения (т. е., очевидно, с 24 марта 626 г. - С. Л.) делал ожесточенные приступы, бил стены города таранами, но напрасно... Наконец русские, потеряв надежду взять город... вернулись восвояси...
Указанный манускрипт, по-видимому, существует до сих пор. По крайней мере, нам удалось найти в работе М. В. Левченко 'Очерки по истории русско-византийских отношений' (1956, стр. 112) следующее: 'Имеются грузинские ценные указания об участии восточных славян в осаде Константинополя в 626 году'. К сожалению, с 1901 года прошло уже 60 лет, а историческая наука так и не удосужилась перевести грузинский оригинал и сделать содержание рукописи достоянием всемирной науки. Хотя в рукописи ясно сказано о руссах, Левченко заменяет это название туманным 'восточные славяне'. Почему - неизвестно29).

Видимо, потому, что соответствующая работа монаха Георгия Мтацминдели (умер в 1066 г.) была опубликована в Тифлисе еще в 1900 г. Но дело не только в этом.

В 626 г. на греков напали не русы, но авары в союзе с восточными славянами, о чем еще в том же году сообщил византийский пресвитер Феодор.

* * *

Большинство приведенных в этой главе фактов имеют общим то, что относятся, главным образом, к южным рухс-асам, что немаловажно для наведения элементарного порядка: историки слишком часто, увидя слово 'русь', не дают себе труда разграничить, где речь идет о северных русах, а где - о южных рухс-асах. Между тем эти два народа, имея общее этническое происхождение, уже более шести веков действовали на исторической арене порознь, не имея ничегo общего.

Сумма исторических фактов, о которых пойдет речь дальше, относится к району, далекому от Прискандинавья, и к северным русам, казалось бы, не имеет прямого отношения. Однако именно эти события сыграли решающую роль в превращении северных русов во влиятельную европейскую этническую силу. Перипетии, способствовавшие восхождению будущих русов-варягов в Восточной Европе, развернулись в VII-VIII вв. на широчайших средиземноморских и юго-западных европейских территориях. Через три года после смерти (632 г.) основателя ислама Мухаммеда началась арабская экспансия в западном Средиземноморье.

Вот что пишет об этом в своей книге 'Историческая география летописной Руси' - в главе 'Всемирно-исторические предпосылки зарождения Древнерусского государства' - Виктор Паранин:

'Арабы вторглись в Месопотамию и Палестину, нанеся ряд тяжелых пopaжeний Византии и Персии, взяли Дамаск (635 г.)...
...изгнали византийцев из Александрии (642 г.)...
...чуть позже (667 г.) оккупировали Халкедон... в том же году вторглись в Сицилию...
...через три года завоевали Северную Африку...
...а в 711 г. вторглись в Южную Испанию.
Наконец в 733 2г. после сражения северной экспедиции арабов с Карлом Мартеллом были остановлены почти в центре Франкского государства у г. Пуатье...
Таким образом, война, бушевавшая от берегов Атлантики на западе до Памира и Тянь-Шаня на востоке, прервала торговые коммуникации, связывавшие Европу с Ближним, Средним и Дальним Востоком и проходившие традиционно через Средиземноморье.
...[Однако] ни война, ни идеологические разногласия между Западом и Востоком не отменили объективной необходимости традиционных экономических связей между враждующими сторонами. Более того, она даже возросла...
Если Европа нуждалась в металле для чеканки монеты, то Восток был заинтересован, прежде всего, в получении железа и мехов, которыми были богаты Северная и Северо-Восточная Европа... Можно предположить, что с этого времени основой увеличения поступления арабского серебра в Европу, спрос на которое стабильно возрастал до конца IХ в., стала именно работорговля... Многочисленные источники указывают на особую pоль в торговле 'живым товаром' руси...
Ибн Фадлан в 922 г. сообщает о торговых поездках русов по Волжскому пути на юг с товарами, состоящими из девушек-рабынь и мехов, в т. ч. соболей...
На первом этапе, в VIII - первой половине IX вв., рабы добывались в набегах на сопредельные народы. Об этом, в частности, свидетельствует известие араба [Абу Али Ахмеда бен Омара Ибн Русте]' 30).

Схема (по В. И. Паранину) 'острова русов' -

Схема (по В. И. Паранину) 'острова русов' - нынешнего Карельского перешейка, который в прошлом, действительно, был островом: с запада его омывали воды Финского залива, с севера - протекавшая тогда от нынешних Выборга до Приозерска Вуокса, с востока - Ладожское озеро, а с юга - Нева.

Этот отрывок из книги Виктора Паранина дает достаточно широкую картину событий, совершившихся на протяжении почти целого века (635-732 гг.) на юге и юго-западе Европы. Но, как говорилось выше, эти события стали решающими и для судеб северной руси. И, в принципе, причины такой метаморфозы вполне понятны и объяснимы: в том прежде всего 'повинно' географическое положение руси в ареале Приневья.

Не вызывает сомнения то, что шесть с половиной веков после своего появления на Скандинавском полуострове бывшие рухс-асы уже прочно заняли свою этнографическую нишу на 'острове русов' - нынешнем Карельском перешейке, в ту пору представлявшем собою, как уже говорилось, остров, омываемый Ладогой, Вуоксой, Финским заливом и Невой.

Этот остров контролировал как Невско-Волховско-Днепровский 'путь из варяг в греки', так и Невско-Волховско-Волжский европейско-арабский водный торговый путь. Причем русы не только контролировали эти пути, но и, судя по всему, сыграли решающую роль в их освоении и последующих торговых операциях на них.

Попутно, очевидно, совершился процесс симбиоза аборигенов-карел с 'находниками'-русами, чье имя более консервативные по образу жизни карелы приняли, причем на достаточно долгое время: почти на пятьсот лет.

А выяснив это, мы можем вернуться к нашей хронологической канве событий, прервавшихся на середине VII в.

* * *

Возвращение к нашей хронологии - возвращение к теме рухс-асов.

Тут у нас в руках - арабский источник: 'История пророков и царей' Абу Джафара-Мухаммеда ибн Джарира ат-Табари (ок. 839-923), который использовал труды более ранних историков - ал-Мадаини (VIII в.) и ал-Вахади (747-832), причем отрывок этот известен нам в переводе сасанидского везира середины Х в. Мухаммеда Балами (три века работы старых историков придают почтенность цитируемым строкам):

'В Баб-аль-Абвебе (так ат-Табари называет Дербент. - А. Ш.) находился тогда (в 643 г. - А. Ш.) царь по имени Шахриар, который пришел к Абдаррахману (к арабскому полководцу Абд-ар-Рахману ибн Paби, властвовавшему тогда в Закавказье. - А. Ш.), заключить мир с тем, чтобы не платить дань, и сказал следующее: 'Я нахожусь меж двумя врагами, один - Хазары, а другие - Русы, которые суть враги целого мира. Вместо того, чтобы мы платили дань, будем воевать с Русами сами, чтобы они не вышли из своей страны'' 31).

Георгий Вернадский пишет по этому поводу:

'Мы уже отмечали сложность четкой дифференциации асо-славян (антов) от асо-иранцев (аланов, осетинов) в этом веке. В силу того, что правящие кланы антов были аланского происхождения, связь между антами и осетинами должна была быть тесной, особенно в Азовском и Северо-Кавказском регионах...
Некоторые из асских кланов, а среди них и те, что жили в Приазовье, были известны, по крайней мере, с четвертого века (здесь и далее выделено мною. - А. Ш.) как рухс-асы ('светлые асы'), или роксоланы, или рокасы (рогасы)...
Анонимный географ седьмого века из Равенны указывает, что народ роксоланов проживал в районе Дона. Он также упоминает город Малороса (Мал-и-Рос) в устье Кубани. От Ибн-Русты мы узнаем, что рухс-асы, или клан рухов, считался наиболее значительным среди северокавказских аланских кланов. Таким образом, росы (русь, рось)... первоначально были ирано-славянским племенем...
Северокавказские асы вынуждены были признать господство хазар, но они сохранили свою автономию... Известно, что асы играли важную роль в хазарской армии и администрации.
Русы, упоминаемые Балами в персидском переводе 'Истории' Табари в связи с событиями 643 г., должно быть, были теми жe самыми рухс-асами... В рассказе Балами нет ничего неприемлемого. Вполне возможным представляется, что рухс-асы помогали хазарам в их попытках установить контроль над Дербентом - одним из проходов в Закавказье...
Под защитой хазар рухс-асы в Азовском регионе жили в мире и довольстве около столетия... Однако настало время, когда хазары больше не в состоянии были сдерживать своих врагов. В 737 г. арабский военачальник Марван прорвал линию хазарской обороны и вторгся не только на территорию Северного Кавказа, но и в район нижнегo Дона. Двадцать тысяч славян (то есть асов, или русов) было взято в плен и отправлено в Сирию, где они были расселены вдоль границы с Византией, чтобы охранять неприкосновенность Халифата32).

Остается только повторить, что эти южные рухс-асы, которых Вернадский, признаюсь, достаточно непостижимым для меня образом, как-то ассоциирует со 'славянами', не имели уже ничего общего со своими дальними родичами - русами, более семи веков назад осевшими в Прискандинавье и Приневье.

Что касается славян, то мы помним, с каких ранних времен поздние российские хронографы 'расселяли' их на территории Приильменья, как много этапов 'заселений', 'запустений' и новых 'застроений' их легендарных городов - и Славенска, и Русы - прошло на наших глазах. Однако реальных (не литературных!) следов остатков каких-либо поселений мы не знаем.

Когда же славяне на самом деле появились в Приильменье? Когда завершилась миграция славян в Приильменье и Приневье, начавшаяся около 200 г.?

Вот как определяет ее время Павел Николаевич Милюков - знаток 'архаической эры' земель северного месторазвития - в 'Очерках по истории русской культуры':

'К VI столетию (выделено мною. - А. Ш.), по данным языка, нужно отнести уже последний этап этого потока миграции - встречу поморских колонистов с финскими племенами Эстонии и Ингерманландии... Финский профессор [языковедения Эмиль Нестор] Сетеле и русский профессор [лингвист Евгений Федорович] Будде по всем этим признакам относят встречу поморян с чудью к VI в., - Будде даже к его началу' 33).

Современный же историк Александр Назаренко еще более радикален и строг в своих выводах о дате этой встречи:

'Данные археологии свидетельствуют, что проникновение славян на территорию позднейшей Новгородчины произошло никак не ранее VII века (культура новгородских сопок), славянские же походы на Верхней Волге, как кривичан, так и славянские, и того позже' 34).

Вполне резонный вывод. Его и стоит придерживаться.

Ну, а что касается северной руси, то к концу VII в. она, судя по всему, окончательно освоила 'остров русов', осознала, какие выгоды дает ей контроль за восточноевропейскими путями, и, распознав викингские наклонности, присущие всем скандинавам, оттачивала и свое воинское мастерство.

Об 'острове русов', о характере населявшего его народа существуют и поэтические строки. Они написаны были в Европе автором поэмы 'Роман о Трое' Бенуа де Сент-Мором. Время написания - XII в. (около 1175 г.), но француз вспоминает явно более ранние времена. В соответствии с географическими представлениями той поры 'мэтр Бенуа' описывает 'остров Канси', то есть Скандзу, Скандинавию в старофранцузском произношении, и его жителей - русов. Упомянув о Дунае, поэт пишет:

Меж той рекой и Океаном,
И местом, где живут аланы,
Есть край, который заселен
Ордой языческих племен.
Есть остров, что зовут Канси
(Считаю, то - земля руси),
И остров тот со всех сторон
Соленым морем окружен.
И вот как пчел огромный рой
Летит со всех сторон порой,
Так мчит с его просторов рать,
Которой мне не сосчитать,
И, гневом войн ослеплены,
Бойцы кровавой той страны
Плечом к плечу вступают в бой,
Мечи вращая пред собой.
Их непокорней нет и злей,
Они свергают королей
И оставляют страшный след
Боев, разбоя и побед 35).

Этот-то народ и вступал теперь на историческую арену.

Он не только утвердил свое этническое имя - русов - среди вступивших с ним в тесный этносоциальный контакт карелов и ижоры, но утвердил за собой и другое социальное прозвище - варягов-верховников. Эти имена подчеркивали и особое место русов среди союзников-карелов, и равноправное положение среди других скандинавских народов: варягов-шведов, варягов-норвежцев, варягов-англов и варягов-готландцев.

Конечно, многое в ранней истории варягов-русов туманно и неустановимо. Мы, например, не можем точно датировать время взятия русами под контроль Невско-Волховско-Волжского и Невско-Волховско-Днепровского водных торговых путей.

Но ряд фактов этой жизни поддается возможной или даже достаточно точной датировке. Вот основные.

_______________
1 Здесь и далее речь идет о племенах, объединенных этническим именем 'корела' и проживавших в Северо-Западном Приладожье. На протяжении длительного исторического периода корела, как и всякая другая народность, прошла сложный путь развития, вступая в контакты с весью, лопарями, емью, эстами, славянами. Так проходило формирование древнекарельской народности.
2 Здесь у В. Паранина неточность: сражение у Пуатье произошло в 732 г. (Прим. ред.)

К содержанию
Далее