О «Саде благоуханном»

Предисловие доктора медицины Франклина С. Клафа к нью-йоркскому изданию 1964 года
«Сада благоуханного» шейха Нефзауи

Ученый XIV века, ищущий смысла существования, живущий на пороге Ренессанса, вставал лицом к лицу с ошеломляющей альтернативой. Он мог либо обратить взор на восток с его падшим величием Византии, с его разрушающимся абсолютизмом, либо искать поддержки в томизме — учении святого Фомы Аквината, выдающегося теолога, умершего в 1274 году.

Томизм распознавал различие между правдой, порожденной верой, и правдой, порождаемой разумом. Аквинат хорошо обслуживал своих последователей, глубоко уважая и пророческую и философскую веры.

Но ученый XIV века мог сделать и другой выбор. Он мог существовать в потоке арабской культуры и следовать книгам, которые были либо переведены, либо пересказаны в работах Гиппократа. Такова и книга «Сад Благоуханный», написанная шейхом Нефзауи где-то между 1394 и 1433 годами.

Долго и неверно провозглашавшийся как эротический трактат, «Сад благоуханный» является важным документом истории идей, ученой книгой, связующей древнюю и современную культуры. Сам пророк Мухаммед (около 570–632) посвятил большие отрывки Корана обсуждению половых сношений, супружеству и другим методам размножения. Мусульманин был сведущ в чуде процесса продолжения рода, который по важности занимал следующее место вслед за созданием Неба и Земли.

Коран повторял древнюю идею о том, что семя возрастает в голове и достигает яичек после быстрого протекания по спинному мозгу. Сходные идеи содержатся также в талмуде и других религиозных книгах того периода, согласно которым безопасность семени мусульманина обеспечивается тремя слоями защитной ткани. Коран предписывал кормление грудью в течение целых двух лет — или обеспечение соответствующей кормилицы — и запрещал инцест (сношения между кровными родственниками), а также связь с сестрами жен. Запрещалось также сожительство женщин.

Как ранний толкователь гигиены, Мухаммед установил строгий запрет на женитьбу проституток или морально деградировавших людей. Есть нечто пророческое в словах Мухаммеда: «Мужчины — покровители женщин... И тут следует остерегаться непослушания».

Женщинам за их веру в Аллаха обещан вход в Рай вместе с их мужьями, где им сулится возлежание в прохладе на мягких диванах. Мухаммед сам, в конце концов, имел двадцать одну жену, так что его утверждение — «Женись на ком хочешь, хоть дважды в один раз» — может быть воспринято буквально. Развод был им разрешен, и вдовы должны были ждать три месяца и десять дней перед новым замужеством.

Для мусульманина сожительство есть религиозный акт под руководcтвом сур Корана. Обширный корпус общей медицинской литературы, созданной для объяснения учений Мухаммеда ожидающим этого верующим, часто содержит неожиданные подробности: скажем, употребление лепестков персидской сирени рекомендуется во избежание роста волос в нежелательных местах. Арабские врачи самым неожиданным способом могли диагностировать беременность женщины по ее моче и более или менее успешно предсказывали пол неродившегося ребенка. Как ни оценивай сегодня арабскую медицину, она имела выдающееся значение в истории научной мысли.

Подъем христианства был связан с падением примата практики в медицине с той самой поры, когда церковь уверовала в то, что канонические писания должны провозглашаться неопровержимой истиной в делах наук, равно как и в делах веры. Под доминантой подобной разрушительной философии церковная медицина стала вскоре столь же догматичной, сколь и предписываемая ею вера.

Медицина, сформированная греками, развивалась в Александрии и, полностью систематизированная Галеном[1], как бы совершила побег в пески Сирии. После века борьбы и кровавых побед новые захватчики — арабы — освоили земли бывших владельцев. Арабы унаследовали все медицинское наследие прошлого — и стали верными попечителями своей молодой медицины.

Исторический период арабской медицины простирается более чем на девять столетий, то есть находится посреди наиболее продуктивных лет развития ислама. Греческие классики были переведены на арабский — и тем самым достижения западной цивилизации были сбережены для потомства. Многие отдельные врачи, вроде Рази[2], сделали оригинальный вклад, утвердив свои имена в истории медицины. Рази дифференцировал оспу и корь, прославившись во многих других областях, прежде чем скончаться от истощения в почтенном возрасте. Он был первым арабом, боровшимся против столь преувеличиваемого его единоверцами анализа мочи.

Исаак Иудейский (880?–932) обсуждал поведение врачей в присутствии их пациентов, предоставлял рецепты, которые могли быть получены в различных случаях.

В силу непонятных причин арабские медицинские сочинения содержат мало анатомических описаний. В пору, когда анатомические вскрытия были запрещены, хирургией занимались мало. Некоторые авторы, к примеру Азеноар (1113–1162), были эмпириокритицистами, восстававшими против авторитета Галена. Но большинство проповедывало действия, согласуемые с господствовавшей философией.

«Сад благоуханный» придерживается школы сексуальной психологии, разрешенной учением святого Павла. На его страницах женщина, равная мужчине, не является послушным орудием, обеспечивающим цели сожительства. Она не унижается как недвижимое имущество, не становится на пьедестал запретов. «Сад благоуханный» утверждает женщину в том, что ей должным образом принадлежит: в ее интеллектуальном равенстве с мужчиной, хотя порою и в подчиненности по закону, и в ее равенстве в сексуальных отношениях. Как наставление в сфере этих отношений, равно как и сборник советов в случае затруднений, а также как приятное домашнее чтение, предназначенное для размышлений, «Сад благоуханный» во многом уникален и неповторим.

Франклин С. Клаф,
доктор медицины


[1] Гален (ок. 130–ок. 200) — античный врач. Его классический труд «О частях человеческого тела» содержит первое анатомо-физиологическое описание целостного организма. Галенизм был канонизирован церковью и господствовал в медицине на протяжении веков.

[2] Рази (ар-Рази, латинизированное — Разес) Абу Бакр Мухаммед бен Закария (865–926 или 934) — иранский ученый-энциклопедист, врач и философ. Делал оспопрививание.

На главную