Мне представилось интересным попытаться 'извлечь' из рукописи 'О зачатии и здании царствующего града Санктпетербурга' гипотетичеcкий 'начальный текст', на котором, как думается, было построено рукописное авторское повествование.
Я высказал ранее соображение, что этот 'начальный текст' мог быть записан со слов единственного, помимо царя Петра и Меншикова, обладающего реально обозначенной фамилией персонажа рукописи и свидетеля закладки крепости - ефрейтора-преображенца Одинцова.
Разумеется, в 'Рассказе Одинцова' не могло быть места ни размышлениям о 'походе Андрея Первозванного', ни сведениям религиозно-исторического характера 'О подобном' - то есть ни параллелям с царем Константином, ни ссылкам на древних церковников или современных автору ученых типа 'славного физика и математика Иоанна Латоциния' или князя Дмитрия Кантемира, - ни выражеиям типа 'царствующий град'.
Конечно, ефрейтор Одинцов мог назвать в рассказе Меншикова 'князем' (зарубежные современники звали его 'принцем' уже в 1703 г.!), как мог именовать крепость 'Санктпетербурской' (ко времени записи его рассказа она давно уже так именовалась), ибо историком, точным в употреблении титулов или географических названий этот солдат, конечно же, не был.
И, с учетом вышесказанного, его рассказ мог звучать примерно так...
* * *
'Царское величество осматривал на взморье устье реки Невы и острова - и отыскал удобный к построению крепости остров. Он был тогда пуст и покрыт лесом, а именовался Люистранд, то есть Веселый остров.
Когда 14 мая царское величество вошел на середину этого острова, то услышал шум в воздухе и увидел парящего орла: тот шум слышен был от парения его крыльев.
Взяв у солдата багинет и вырезав два куска дерна, царское величество положил крестообразно дерн на дерн, сделал крест из дерева и, водрузив его в эти дерны, сказал:
'На этом месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла'.
Теперь тут и стоит их каменная соборная церковь.
А осмотрев как следует этот остров, пошел на другой по стоявшим в протоке, что течет меж крепостью и кронверхом, плотам из заготовленного для отпуска в Стокгольм леса.
Перейдя проток и вступив на остров, который ныне именуется Санктпетербурским, пошел берегом вверх по реке Неве и, взяв топор, ссек ракитовый куст на месте, где ныне церковь Живоначальной Троицы, а немного отойдя, ссек второй куст на том месте, где теперь первый дворец, и, сев в шлюпку, поплыл вверх по реке Неве к Канецкой крепости.
* * *
15 мая царское величество послал несколько рот солдат, прказав очистить берега этого острова, вырубив на нем лес и сложив его в кучи. При этой вырубке на одном из деревьев острова нашли гнездо орла.
* * *
16-го, то есть в день Пятидесятницы, после божественной литургии царское величество поплыл по реке Неве на судах со святительским ликом, генералитетом и статскими чинами. Прибыв на остров Люистранд, по освящении воды, прочтении молитв на основание крепости и окроплении земли святой водой, взял заступ и начал копать первый ров.
И тогда орел спустился, сильно шумя крыльями, с высоты и стал парить над островом.
Немного отойдя, царское величество вырезал три дерна и принес их к начатому рву. К тому времени его выкопали аршина на два глубиною и в нем положили камень, на котором было вырезано: 'По воплощении Иисус Христове. 1703. маия .16. Великий Государь и великий князь Петр Алексеевич крепость заложил'. Положив на него принесенные дерны, царское величество сказал:
'Во имя отца и сына, и святаго духа, аминь'.
Тогда лица святительского чина и генералитет, и все тут бывшие поздравили его царское величество с заложением крепости. И он благодарил всех поздравлявших.
И была многая пушечная пальба.
И был видим парящий над островом орел.
Отойдя к протоку, текущему меж крепостью и кронверхом, по отслужении литии и окроплении того места святою водою, царское величество заложил другой раскат (тогда была вторичная пушечная пальба). И размерив между теми двумя раскатами место, где быть воротам, велел выкопать в земле две дыры и, вырубив две тонкие и длинные березы, свертел их верхушки и поставил их концами в выкопанные дыры наподобие ворот.
И когда он первую березу уже утвердил в земле, а вторую еще ставил, тогда орел, спустясь с высоты, сел на эти ворота. И ефрейтор Одинцов снял с ворот этого орла.
Царское величество был весьма обрадован тем добрым предзнаменованием. Перевязав лапы орла платком и надев на руку перчатку, он посадил его себе на руку и приказал петь литию. Вслед за литией и окроплением ворот святою водою была троекратная пушечная пальба.
Держа орла на руке, царское величество вышел через эти ворота, сел на яхту и направился в свое Канецкое царское жилище. Святительский лик, генералитет и статские чины пожалованы были столом. Веселье продолжалось до второго часа пополуночи, причем была многая пушечная пальба.
* * *
Жители острова, который ныне именуется Санктпетербурским, и обитавшие по островам около него, говорили, что этот орел был ручной, а жил на острове , на котором теперь крепость Санкт-Петербург. Солдаты, караулившие мачтовые и брусовые королевские леса, что выгружались по берегам реки Невы, приучили этого орла к рукам.
Он зимовал во дворце. А по построении на острове Котлине крепости святого Александра орла отдали в эту крепость с присвоением ему от его царского величества комендантского звания.
* * *
24 мая на острове, который ныне именуется Санктпетербурским, царское величество приказал вырубить лес и заложил дворец.
Генерал и светлейший князь Александр Данилов сын Меншиков предлагал его царскому величеству: в Канецких-де слободах многие уцелевшие от пожара дома строены по архитектуре из брусчатого леса - так не прикажет ли перевести его и построить из него дворец? Царское величество на это отвечал:
'Для того и велю на сем месте рубить лес и строить из него дворец, чтоб впредь знали, в какой пустоте был сей остров'.
* * *
25 мая царское величество велел вырубить лес вверх по берегу реки Невы и вниз по Малой Неве - и, разравняв место, поставить шатры и наметы боярам прежних служб и прочим чинам, а на первых двух заложенных раскатах крепости поставить пушки.
А светлейший князь Меншиков поставил пушки на всех шести раскатах. В Шлютембурх же послал указ, чтоб 28 числа в третьем часу пополудни пришли к крепости две шнявы и яхта под флагами и вымпелами и поздравили крепость пушечной пальбою.
Эти шведские шнявы и яхта были порублены шведами и стояли в Шлютембургской крепости. И хотя над починкою их трудились, но к Канецкому походу они исправлены не были и остались при Шлютембурге.
Однако великим трудом и стараниями светлейшего князя Меншикова их привели в готовность.
* * *
26 мая строение дворца работою окончилось, и близь него поставили два большие шатра персидской работы из богатых шелковых материй. Полы устлали коврами. Поставлены были и прочие шатры и наметы.
* * *
И сев в шлюпку, он поплыл на пришедшие шнявы и яхту и - со шнявою, которая взята была при Канцах, - проплыл с этим флотом мимо крепости, с которой был поздравляем многою пушечною пальбою, благодаря в ответ со шняв и яхты тем же. Поставив флот на якоря и сойдя на берег, он проследовал в шатер, где светлейший князь со всеми тут присутствовавшими поздравил его царское величество с новым флотом.
Торжество это продолжалось до трех часов пополуночи.
* * *
Санктпетербурская крепость строилась с великим поспешением - и в пять месяцев, к 29 сентября, была работой окончена. В ней построена и освящена была деревянная церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла, которую по окончании строительства каменной Петропавловской церкви перенесли и поставили при Солдатских слободах (ныне это - церковь во имя святого апостола Матфея).
* * *
1 октября, то есть в день Покрова Богоматери, был торжественный вход царского величества в Санктпетербурскую крепость и ее освящение, и хождение по ее стенам с животворящими крестами, и окропление их святою водой.
В тот же день заложил он и церковь Живоначальной Троицы.
После входа царского величества в крепость и ее освящения была многая пушечная пальба и обед в доме коменданта этой крепости. Веселье продолжалось до одного часа пополуночи, причем снова была пушечная пальба с крепости и со стоящих на реке Неве фрегата, пяти шняв и восьми яхт.
* * *
Предки живших в этих местах людей говорили, что в год начатия войны со Швецией виден тут был большой свет. Жители думали, что горят королевские леса, выкаченные на берега Невы и приготовленные для отпуска в Стекголм. И выйдя посмотреть на тот свет, удивлялись.
* * *
В 1701 году, в ночь Рождества Христова, жителям окольных мест опять был виден свет - и они думали: быть пожару.
Придя, увидели сосну, все сучья которой заполнены были горящими восковыми свечами.
Удивившись тому, несколько человек сняли с топорища топор и, насадив его на жердь, стали рубить у той сосны сук с горящими свечами, намереваясь или отрубить его или сбить с него горящие свечи.
И после того, как подрубили тот сук пальца на два, свет угас. Зарубку эту можно было видеть на суку на высоте двух сажен от земли.
* * *
В 1720 году от великой морской непогоды высокая вода покрыла все жилые места Санктпетербурха почти на аршин.
Чухна говорили, будто вода бывает по сук с зарубкой.
В народе было великое волнение - и царское величество велел срубить ту сосну в своем присутствии. Она была срублена солдатами гвардии Преображенского полка.
Сосна эта, пень от которой виден и доныне, стояла на Санктпетербурском острове, близ церкви Образа Казанской Богоматери.
В том же году, уже после того, как сосну срубили, объявились чухна, которые рубили на той сосне сук с горящими свечами - и на том волнение прекратилось.
* * *
11 октября 1721 года по всенародному прошению царское величество принял императорский титул - и в церкви Живоначальной Троицы его поздравляли с титулами великого императора и Отца Отечества святительский лик, генералитет и люди всех чинов, а также все коронованные владетели через своих послов и грамоты.
* * *
10 марта 1725 года святопочившее тело великого государя императора, Отца Отечества Петра Великого было погребено со многими слезами и великой печальной церемонией в соборной церкви верховных апостолов Петра и Павла царствующего града Санктпетербурга, который, как и сию соборную церковь, его царское величство заложил своими руками'.
* * *
Почему я включил в 'Рассказ ефрейтора Одинцова' последние эпизоды, начиная с виденного накануне Северной войны аборигенами загадочного света и кончая сообщением о погребении Петра Великого?
Потому, во-первых, что простой ефрейтор-преображенец Одинцов вполне мог поведать об услышанных им местных преданиях: они по-своему и поэтичны, и таинственны, а о 'поэтических воззрениях славян на природу' написано немало.
Во-вторых, потому, что эпизоды эти изложены в рукописи в русле почтительного по отношению к царю Петру тона и с использованием общей всему повествованию фразеологии.
Ефрейтор Одинцов, как мне кажется, вполне мог произнести нечто подобное, повествуя о великом человеке, с которым жизнь его сводила не раз - в том числе и в исторически значимые дни.
А исходя из всего этого, 'Рассказ ефрейтора Одинцова' можно, по-видимому, в конце концов датировать временным промежутком от конца марта 1725 г. (после погребения Петра Великого) до сентября 1727 г. (до падения Меншикова).
* * *
В заключение приведу тут перевод, появившейся в 1725 г. в Саардаме 'Эпитафии сиятельнейшему и всемогущему Петру Великому, императору всея Руси, Отцу Отечества и пр., и пр., и пр., умершему в Петербурге 28 января 1725 года' (подстрочник ее впервые был опубликован на русском языке в 1974 г.):
Здесь покоится Петр - великий правитель России,
Чьим трудом неустанным погашено пламя войны,
Чьи вошли корабли в воды Балтики, прежде пустые,
И кому императорский чин и венец вручены.
Чужестранцев геройски отбросив на Запад обратно,
Их напор терпеливо сдержав напряжением сил,
Стал он Небу опорой, восславив себя многократно,
И Отечество грозным оружьем своим защитил.
К содержанию |