На главную

 

Приложение

'Рассказ ефрейтора Преображенского полка Одинцова'
о заложении Санктпетербургской крепости

Ряд вступительных замечаний

Мне представилось интересным попытаться 'извлечь' из рукописи 'О зачатии и здании царствующего града Санктпетербурга' гипотетичеcкий 'начальный текст', на котором, как думается, было построено рукописное авторское повествование.

Я высказал ранее соображение, что этот 'начальный текст' мог быть записан со слов единственного, помимо царя Петра и Меншикова, обладающего реально обозначенной фамилией персонажа рукописи и свидетеля закладки крепости - ефрейтора-преображенца Одинцова.

Разумеется, в 'Рассказе Одинцова' не могло быть места ни размышлениям о 'походе Андрея Первозванного', ни сведениям религиозно-исторического характера 'О подобном' - то есть ни параллелям с царем Константином, ни ссылкам на древних церковников или современных автору ученых типа 'славного физика и математика Иоанна Латоциния' или князя Дмитрия Кантемира, - ни выражеиям типа 'царствующий град'.

Конечно, ефрейтор Одинцов мог назвать в рассказе Меншикова 'князем' (зарубежные современники звали его 'принцем' уже в 1703 г.!), как мог именовать крепость 'Санктпетербурской' (ко времени записи его рассказа она давно уже так именовалась), ибо историком, точным в употреблении титулов или географических названий этот солдат, конечно же, не был.

И, с учетом вышесказанного, его рассказ мог звучать примерно так...

* * *

'Царское величество осматривал на взморье устье реки Невы и острова - и отыскал удобный к построению крепости остров. Он был тогда пуст и покрыт лесом, а именовался Люистранд, то есть Веселый остров.

Когда 14 мая царское величество вошел на середину этого острова, то услышал шум в воздухе и увидел парящего орла: тот шум слышен был от парения его крыльев.

Взяв у солдата багинет и вырезав два куска дерна, царское величество положил крестообразно дерн на дерн, сделал крест из дерева и, водрузив его в эти дерны, сказал:

'На этом месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла'.

Теперь тут и стоит их каменная соборная церковь.

А осмотрев как следует этот остров, пошел на другой по стоявшим в протоке, что течет меж крепостью и кронверхом, плотам из заготовленного для отпуска в Стокгольм леса.

Перейдя проток и вступив на остров, который ныне именуется Санктпетербурским, пошел берегом вверх по реке Неве и, взяв топор, ссек ракитовый куст на месте, где ныне церковь Живоначальной Троицы, а немного отойдя, ссек второй куст на том месте, где теперь первый дворец, и, сев в шлюпку, поплыл вверх по реке Неве к Канецкой крепости.

* * *

15 мая царское величество послал несколько рот солдат, прказав очистить берега этого острова, вырубив на нем лес и сложив его в кучи. При этой вырубке на одном из деревьев острова нашли гнездо орла.

* * *

16-го, то есть в день Пятидесятницы, после божественной литургии царское величество поплыл по реке Неве на судах со святительским ликом, генералитетом и статскими чинами. Прибыв на остров Люистранд, по освящении воды, прочтении молитв на основание крепости и окроплении земли святой водой, взял заступ и начал копать первый ров.

И тогда орел спустился, сильно шумя крыльями, с высоты и стал парить над островом.

Немного отойдя, царское величество вырезал три дерна и принес их к начатому рву. К тому времени его выкопали аршина на два глубиною и в нем положили камень, на котором было вырезано: 'По воплощении Иисус Христове. 1703. маия .16. Великий Государь и великий князь Петр Алексеевич крепость заложил'. Положив на него принесенные дерны, царское величество сказал:

'Во имя отца и сына, и святаго духа, аминь'.

Тогда лица святительского чина и генералитет, и все тут бывшие поздравили его царское величество с заложением крепости. И он благодарил всех поздравлявших.

И была многая пушечная пальба.

И был видим парящий над островом орел.

Отойдя к протоку, текущему меж крепостью и кронверхом, по отслужении литии и окроплении того места святою водою, царское величество заложил другой раскат (тогда была вторичная пушечная пальба). И размерив между теми двумя раскатами место, где быть воротам, велел выкопать в земле две дыры и, вырубив две тонкие и длинные березы, свертел их верхушки и поставил их концами в выкопанные дыры наподобие ворот.

И когда он первую березу уже утвердил в земле, а вторую еще ставил, тогда орел, спустясь с высоты, сел на эти ворота. И ефрейтор Одинцов снял с ворот этого орла.

Царское величество был весьма обрадован тем добрым предзнаменованием. Перевязав лапы орла платком и надев на руку перчатку, он посадил его себе на руку и приказал петь литию. Вслед за литией и окроплением ворот святою водою была троекратная пушечная пальба.

Держа орла на руке, царское величество вышел через эти ворота, сел на яхту и направился в свое Канецкое царское жилище. Святительский лик, генералитет и статские чины пожалованы были столом. Веселье продолжалось до второго часа пополуночи, причем была многая пушечная пальба.

* * *

Жители острова, который ныне именуется Санктпетербурским, и обитавшие по островам около него, говорили, что этот орел был ручной, а жил на острове , на котором теперь крепость Санкт-Петербург. Солдаты, караулившие мачтовые и брусовые королевские леса, что выгружались по берегам реки Невы, приучили этого орла к рукам.

Он зимовал во дворце. А по построении на острове Котлине крепости святого Александра орла отдали в эту крепость с присвоением ему от его царского величества комендантского звания.

* * *

24 мая на острове, который ныне именуется Санктпетербурским, царское величество приказал вырубить лес и заложил дворец.

Генерал и светлейший князь Александр Данилов сын Меншиков предлагал его царскому величеству: в Канецких-де слободах многие уцелевшие от пожара дома строены по архитектуре из брусчатого леса - так не прикажет ли перевести его и построить из него дворец? Царское величество на это отвечал:

'Для того и велю на сем месте рубить лес и строить из него дворец, чтоб впредь знали, в какой пустоте был сей остров'.

* * *

25 мая царское величество велел вырубить лес вверх по берегу реки Невы и вниз по Малой Неве - и, разравняв место, поставить шатры и наметы боярам прежних служб и прочим чинам, а на первых двух заложенных раскатах крепости поставить пушки.

А светлейший князь Меншиков поставил пушки на всех шести раскатах. В Шлютембурх же послал указ, чтоб 28 числа в третьем часу пополудни пришли к крепости две шнявы и яхта под флагами и вымпелами и поздравили крепость пушечной пальбою.

Эти шведские шнявы и яхта были порублены шведами и стояли в Шлютембургской крепости. И хотя над починкою их трудились, но к Канецкому походу они исправлены не были и остались при Шлютембурге.

Однако великим трудом и стараниями светлейшего князя Меншикова их привели в готовность.

* * *

26 мая строение дворца работою окончилось, и близь него поставили два большие шатра персидской работы из богатых шелковых материй. Полы устлали коврами. Поставлены были и прочие шатры и наметы.

* * *

28 мая царское величество с ликом святительским, генералитетом и статскими знатными чинами двинулся рекою Невою на шестидесяти трех судах к новопостроенному дворцу.

По приближении к крепости царское величество был поздравляем пушечною пальбою со всех шести крепостных раскатов.

И вступив на остров, на котором был построен дворец, спросил об этой пальбе у встретившего его близь дворца светлейшего князя Меншикова. Тот объявил, что прошедшей ночью пушки были поставлены на всех раскатах крепости, за что царское величество его поблагодарил.

Войдя во дворец, царское величество по освящении воды и окроплении ею дворца дал имя острову - 'Святого Петра' - и дворцу - 'Петергов'.

В благословение новому дому от лика святительского поднесены были образ Живоначальной Троицы, хлеб и соль, а от помянутого светлейшего князя и прочих - хлебы, золотая и серебряная посуда во множестве и иные дорогие вещи.

Царское величество всех благодарил - и тогда с крепости, с бывшей при дворце артилерии, из пушек со шнявы и из ружей стоявшей в параде гвардии была троекратная стрельба.

С великою радостью поблагодарив всех поздравлявших, царское величество жаловал их к руке, а затем приказною водкою - и сел за стол с ликом святительским в новом дворце, после чего вышел к генералитету и статским знатным чинам, и сидел с ними за столом в шатре.

Еще не кончили обедать, когда в половине третьего часа пополудни на реке Неве показались две украшенные флагами и вымпелами шнявы и яхта - и, не дойдя до крепости, поздравляли ее пушечною пальбою. Тогда светлейший князь Меншиков доложил царскому величеству, что пришедшие от Шлютембурга две шнявы и яхта поздравляют его с новой крепостью и домом.

Хотя царское величество и видел из шатра две идущие шнявы и яхту, он вышел на берег реки Невы и сказал светлейшему князю Меншикову: 'Генерал-губернатор Александр Данилович, я очень доволен вашею службой'.

По рисунку Александра Троня. Солдат-преображенец.

По рисунку Александра Троня.
Солдат-преображенец.

И сев в шлюпку, он поплыл на пришедшие шнявы и яхту и - со шнявою, которая взята была при Канцах, - проплыл с этим флотом мимо крепости, с которой был поздравляем многою пушечною пальбою, благодаря в ответ со шняв и яхты тем же. Поставив флот на якоря и сойдя на берег, он проследовал в шатер, где светлейший князь со всеми тут присутствовавшими поздравил его царское величество с новым флотом.

Торжество это продолжалось до трех часов пополуночи.

* * *

Санктпетербурская крепость строилась с великим поспешением - и в пять месяцев, к 29 сентября, была работой окончена. В ней построена и освящена была деревянная церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла, которую по окончании строительства каменной Петропавловской церкви перенесли и поставили при Солдатских слободах (ныне это - церковь во имя святого апостола Матфея).

* * *

1 октября, то есть в день Покрова Богоматери, был торжественный вход царского величества в Санктпетербурскую крепость и ее освящение, и хождение по ее стенам с животворящими крестами, и окропление их святою водой.

В тот же день заложил он и церковь Живоначальной Троицы.

После входа царского величества в крепость и ее освящения была многая пушечная пальба и обед в доме коменданта этой крепости. Веселье продолжалось до одного часа пополуночи, причем снова была пушечная пальба с крепости и со стоящих на реке Неве фрегата, пяти шняв и восьми яхт.

* * *

Предки живших в этих местах людей говорили, что в год начатия войны со Швецией виден тут был большой свет. Жители думали, что горят королевские леса, выкаченные на берега Невы и приготовленные для отпуска в Стекголм. И выйдя посмотреть на тот свет, удивлялись.

* * *

В 1701 году, в ночь Рождества Христова, жителям окольных мест опять был виден свет - и они думали: быть пожару.

Придя, увидели сосну, все сучья которой заполнены были горящими восковыми свечами.

Удивившись тому, несколько человек сняли с топорища топор и, насадив его на жердь, стали рубить у той сосны сук с горящими свечами, намереваясь или отрубить его или сбить с него горящие свечи.

И после того, как подрубили тот сук пальца на два, свет угас. Зарубку эту можно было видеть на суку на высоте двух сажен от земли.

* * *

В 1720 году от великой морской непогоды высокая вода покрыла все жилые места Санктпетербурха почти на аршин.

Чухна говорили, будто вода бывает по сук с зарубкой.

В народе было великое волнение - и царское величество велел срубить ту сосну в своем присутствии. Она была срублена солдатами гвардии Преображенского полка.

Сосна эта, пень от которой виден и доныне, стояла на Санктпетербурском острове, близ церкви Образа Казанской Богоматери.

В том же году, уже после того, как сосну срубили, объявились чухна, которые рубили на той сосне сук с горящими свечами - и на том волнение прекратилось.

* * *

11 октября 1721 года по всенародному прошению царское величество принял императорский титул - и в церкви Живоначальной Троицы его поздравляли с титулами великого императора и Отца Отечества святительский лик, генералитет и люди всех чинов, а также все коронованные владетели через своих послов и грамоты.

* * *

10 марта 1725 года святопочившее тело великого государя императора, Отца Отечества Петра Великого было погребено со многими слезами и великой печальной церемонией в соборной церкви верховных апостолов Петра и Павла царствующего града Санктпетербурга, который, как и сию соборную церковь, его царское величство заложил своими руками'.

* * *

Почему я включил в 'Рассказ ефрейтора Одинцова' последние эпизоды, начиная с виденного накануне Северной войны аборигенами загадочного света и кончая сообщением о погребении Петра Великого?

Потому, во-первых, что простой ефрейтор-преображенец Одинцов вполне мог поведать об услышанных им местных преданиях: они по-своему и поэтичны, и таинственны, а о 'поэтических воззрениях славян на природу' написано немало.

Во-вторых, потому, что эпизоды эти изложены в рукописи в русле почтительного по отношению к царю Петру тона и с использованием общей всему повествованию фразеологии.

Ефрейтор Одинцов, как мне кажется, вполне мог произнести нечто подобное, повествуя о великом человеке, с которым жизнь его сводила не раз - в том числе и в исторически значимые дни.

А исходя из всего этого, 'Рассказ ефрейтора Одинцова' можно, по-видимому, в конце концов датировать временным промежутком от конца марта 1725 г. (после погребения Петра Великого) до сентября 1727 г. (до падения Меншикова).

* * *

В заключение приведу тут перевод, появившейся в 1725 г. в Саардаме 'Эпитафии сиятельнейшему и всемогущему Петру Великому, императору всея Руси, Отцу Отечества и пр., и пр., и пр., умершему в Петербурге 28 января 1725 года' (подстрочник ее впервые был опубликован на русском языке в 1974 г.):

Здесь покоится Петр - великий правитель России,
Чьим трудом неустанным погашено пламя войны,
Чьи вошли корабли в воды Балтики, прежде пустые,
И кому императорский чин и венец вручены.
Чужестранцев геройски отбросив на Запад обратно,
Их напор терпеливо сдержав напряжением сил,
Стал он Небу опорой, восславив себя многократно,
И Отечество грозным оружьем своим защитил.

К содержанию
Далее