На главную

XVI. Костры в Озерном крае

1352 г. - 'Побили челом новгородцы, бояре с черным людом, архиепископу новгородскому владыке Василию, чтобы 'ехал ты, господин, снарядил костры 1 в Орехове'.
И он, поехав, костры снарядил, и приехал в Новгород.
И приехали послы из Пскова, били челом владыке Василию, говоря:
'Святой Троице угодно было бы, господин, чтобы ты был у святой Троицы и благословил детей своих псковичей'.
И он, не умедлив, поехал, взяв с собою архимандрита Никифора, игуменов и попов. Приехал во Псков, служил в [храме] св. Троицы, у св. Богородицы на Снетной горе, у св. Михаила, у Ивана Богослова, опять у св. Троицы.
Ходил около города с крестом и благословлял всех детей своих псковичей.
Поехал из города, доехал до Прощеника в воскресенье, и проехав за Прощеником с одну версту, остановился на реке Черехе, где разболелся.
Привезли его в монастырь святого Михаила на устье Узы-реки, на Шелони 2, где он во вторник, в день памяти святого мученика Иакинфа 3 и преставился' 171).

Так окончил свою жизнь выдающийся церковный деятель XIV в., новгородский архиепископ Василий Калека, в конце которой он совершил и серьезное строительно-архитектурное деяние, заложив каменные башни в крепости Орешке, и благословил на верность православной вере жителей Пскова.

Архиепископом новгородским стал сначала Моисий, а за ним - Алексей-чернец...

1360-1361 гг. - посадник Семен Андреевич строит на берегу новгородского Федоровского ручья церковь Федора Стратилата, ставшую классическим образцом русского храмового зодчества XIV в.

1362-1366 гг. - новая чумная эпидемия на севере Руси.

1364 г. - 'В Корельском городке посадник Яков поставил костер 4 каменный' 172).

1374 г. - в Новгороде -по архитектурным канонам построенной за тринадцать лет до того церкви Федора Стратилата - строится церковь Спаса Преображения на Ильине.

Последняя четверть XIV в. знаменуется созданием новых знаменитых в будущем икон: 'Донской Богоматери' и очередного 'Чуда святого Георгия о змие'.

1377 г- новгородцы совершают неудачный поход к Ботническому заливу, в результате чего их позиции в Эстерботнии (на восточном побережье залива) существенно ослабевают, почти вовсе теряются: очередная и, увы, не последняя потеря Новгородом своих некогда обширных владений на Скандинавском полуострове.

1378 г. - великий - и дотоле неслыханно смелый в отношении церковных догматов иконописания - византийско-российский художник Феофан Грек, исполняя повеление боярина Василия Даниловича, расписывает фрески в храме Спаса на Ильине.

Эти фрески и сегодня, вопреки варварским действиям последующих церковных властей и благодаря работе российских реставраторов, можно увидеть в новгородском храме, ставшем, благодаря им, всемирно известным.

1381-1382 гг. - возведение новгородских церквей Рождества на кладбище и Дмитрия Солунского (последняя 'за мало дней рассыпася' и перестраивалась в 1383-м и 1462 г.).

1383 г. - 'В Новгород приехал князь Патрикий Наримонтович, и приняли его новгородцы, и дали ему кормление: Орехов город, Корельский город и пол-Копорья города и Луское 5 село' 173).

Видно, что неудача с предоставлением в кормление новгородских и приневских земель в 1333 г. Наримонту Гедиминовичу, отцу князя Патрикия, ничему новгородцев не научила, хотя и понятно их стремление держать слово о предоставлении потомству Наримонта наследственных кормлений.

Обратим внимание и на то, что в этом летописном отрывке впервые упоминается 'Луское село' - будущая Луга.

- К этому же году относится и основание Тихвина (его название происходит от чудских, эстских понятий 'тих' - 'дорога' и 'вин' - 'перевоз' (то есть обозначали место 'перевоза у дороги' через речку Тихвинку).

1384 г. - 'Приходили горожане ореховские и корельские с жалобою к Новгороду на князя Патрикия. И поднял князь Патрикий новгородцев Славненского конца, и стали славняне за князя, и созвали вече на Ярославлем дворе, а другие - вече у святой Софии, и те и другие - с оружием, словно рать на рать, и разметали большой мост.
Но спасли Господь и святая София от междоусобной битвы - и отъяли [новгородцы] у князя [Патрикия] те города, и дали ему  [взамен] Русу и Ладогу.

В тот же год поставили новгородцы милостию святой Софии, поспешением великого архистратига Михаила и с благословения отца своего владыки Алексея каменную крепость на Луге - только за 30 дней и 3 дня' 174).

Эта 'каменная крепость' получила имя 'Ям': она возведена была на месте водского поселения, существовавшего тут, по преданию, еще в IX в. Ныне стоящий на месте этой старинной крепости город носит имя 'Кингисепп', имеющее к древнему вепсско-славянскому поселению весьма загадочное отношение.

1385 г- новгородское вече принимает решение о том, что церковный суд в крае должен вершиться не московской митрополией, а новгородской епархией вкупе с боярами и 'житийными людьми'.

1386 г. - 'Погорел город Ореховец' 175).

- Тогда же на Ореховом острове новгородцы начали строить новые каменные крепостные стены.

1387 г. - 'В том году владыка Алексей благословил весь Новгород ставить каменную крепость в Порхове.
И послали новгородцы Ивана Федоровича и Фатьяна Есифовича - и поставили они каменный град Порхов' 176).

1391 г. - крупный международный торговый форум в Изборске:

'Осенью того года отправили новгородцы на съезд с Немцами в Изборск послов: посадников Василья Федоровича, Богдана Обакумовича и Федора Тимофеевича, тысяцкого Есифа Фалалеевича, Василья Борисовича и купцов.
А немецкие послы приехали из заморья: из города Любека, с Готского берега, из Риги, Юрьева, Колывани и изо многих иных городов. Тогда заключили мир с Немцами.

Тою же зимою те же послы немецкие приехали в Новгород со своими товарами, и целовали крест, и начали сызнова ставить двор свой, поскольку до того крепкого мира не было уже 7 лет' 177).

1392 г. - 'В тот год пришли из-за моря разбойники-Свеи в Неву, взяли села по обе стороны реки за пять верст до города Орешка.
И князь Симеон 6 с горожанами, их согнав, иных избил, а других разогнал и языков  [пленных] в Новгород привел' 178).

Для нас интересно и важно здесь первое летописное упоминание о степени заселенности невских берегов: обратите внимание, что села в этом описании стоят уже 'по обе стороны реки'.

- Новгород получил право на торговлю в Дерпте.

1395 г. - 'Приходили немцы Свеи к новому городу, к Яме, и пошли прочь, и князь Константин 7 с горожанами иных перебил, а другие убежали' 179).

1396 г. - 'В том году пришли Свеи в Корельскую землю и напали на два погоста: Кюрьевский и Кюлолосский, и сожгли церковь. И князь Константин с Корелою гнался за ними, и взял языков, и прислал их в Новгород' 180).

1397 г. - 'Той осенью пришли Немцы 8, взяли семь сел у Ямского городка и сожгли их' 181).

Начало XV столетия ознаменовалось оживлением культурной жизни Новгорода.

В первые десятилетия века новгородцы создают великолепную, яркую икону, посвященную сражению 1169 г., - 'Битва новгородцев и суздальцев', - а также строят церкви Петра и Павла в Коровниках и Василия (на месте былого капища языческого божества Велеса).

- В ту же пору (наверняка до 1411 г., когда погиб Тиверский городок, упомянутый летописцем действующим) составлен был список, поименованный 'А вот имена градам всем Русским, дальним и ближним'.

В нем среди прочих значатся и города, принадлежащие к территории Озерного края, с которыми нам будет небезынтересно ознакомиться:

'А вот города Залесские: ...Новгород Великий, детинец каменный, а старый деревянный, а святая София о шести главах, а озеро Ильмень, река Волхов; Ладога каменная, Орешек, Корельский, Тиверский... Копорье каменное, Яма каменная на Луге' 182).

- Тогда же в Новгороде безымянным автором создано было публицистическое произведение, которое именуется теперь как 'Рукописание Магнуша' (тут имеется в виду король Швеции и Норвегии Магнус Эриксон, умерший в 1374 г.). 'Рукописание' является предупреждением соседям Руси от войны с нею.

Как утверждает большинство отечественных исследователей, это сочинение не имеет непосредственного отношения ни к королю Магнусу, ни даже, строго говоря, к истории Руси.

Однако 'Рукописание' интересно тем, что современник упомянул в нем ряд исторических событий, связанных с Озерным краем (к тому же нельзя не отметить, что некоторые зарубежные историки, например, видный профессор Копенгагенского университета Джон Говард Линд, расценивают 'Рукописание' как документ, вполне заслуживающий серьезного внимания и изучения):

'Вот я, князь Магнуш, король шведский, нареченный в святом крещении Григорием, уходя из этого мира, пишу завещание при жизни своей и приказываю своим детям, и своим братьям, и всей земле Шведской: не нападайте на Русь, если крест в том целовали; нет нам в этом удачи.
Первым пошел войной мессер Бельгер 9 и вошел в Неву; и встретил его князь великий Александр Ярославич на Ижоре-реке, и самого прогнал, а рать его побил.
И потом брат мой Маскалка 10, войдя в Неву, город поставил на Охте-реке, посадников со множеством немцев 11 там посадил, а сам пошел за море.
И пришел великий князь Андрей Александрович, город взял, а наместников и немцев избил.
И потом было нам размирие с Русью на сорок лет 12.
И потом, через сорок лет, заключили мы мир вечный на Неве с великим князем Юрием Даниловичем, земли и воды разделили, кому чем владеть, грамоты написали и скрепили печатями 13.
И потом, через тридцать лет, я, Магнуш-король, нарушил мир, поднялся со всею землею Шведскою и вошел в Неву, и взял город Ореховец, и наместников своих в городе посадил, а с ними часть войска оставил, а сам пошел за море. И потом новгородцы пришли, город свой взяли, а наместников и немцев, которые в городе были, перебили.
И я, не остерегшись этого, через год опять пошел к Ореховцу со всею Шведскою землею, и дошла до меня весть, что новгородцы под Ореховцем. И потом я опять пошел под Копорье, и под Копорьем ночь ночевал; и весть ко мне пришла: новгородцы совсем близко.
И я, услышав это, побежал за море; из-за волн с парусами было не справиться, и поднялась буря сильная, и потопила рати моей много в устье Наровы-реки 14. И пошел я в землю свою с остатком войска...
И теперь я приказываю своим детям, и своим братьям, и всей земле Шведской: не наступайте на Русь, если крест в том целовали; а кто пойдет - против того будут и огонь, и вода' 183).

19 августа 1403 г. Выборг получил от шведского короля Эрика XIII статус города.

_______________
1 Крепостные башни: от латинского 'castrum' - 'крепость'.
2 Неподалеку от нынешнего Порхова во Псковской области.
3 3 июля 1352 г.
4 То есть башню.
5 То есть Лужское.
6 Симеон Дмитриевич, князь Суздальский.
7 Константин Иванович, князь Белозерский.
8 В данном случае 'немцами' были датчане и норвежцы.
9 Тут имеется в виду Биргер Магнуссон, имя которого не упоминается ни в новгородской летописи, ни в 'Житии Александра Невского', но попало в историю как раз из 'Рукописания Магнуша'.
10 Вот тут - ключ к происхождению самого 'Рукописания'.
'Маскалкой' маршал Торгильс Кнутсон, который, конечно, не был Магнусу никаким братом, назван был только в Новгородской первой летописи. А это, в свою очередь, значит, что автор 'Рукописания' черпал свои сведения именно - и только! - из новгородских летописей, а не из иных исторических документов.
11 Разве мог шведский король именовать своих соотечественников 'немцами'?
12 Не на 'сорок', а на двадцать два.
13 Тут речь идет о заключении Ореховецкого договора 1323 г.
14 Вот этому-то эпизоду с потоплением шведской рати и нашел копенгагенский профессор Джон Говард Линд подтверждение в шведской рифмованной летописи 'Поэма соединения' ('Svenska medeltidens Rim-Kröniker'. Stockholm, 1865. Bd. 1. S. 177). Потому он и принимает 'Рукописание Магнуша' всерьез, ибо оно опирается и на исторические факты.

К содержанию
Далее