Мы не располагаем сегодня набором бесспорных исторических фактов, которые помогли бы создать точную хронологию образования и развития морского народа, описанного Александром Иностранцевым.
Конечно, кое-что нам подсказывает тут археология. В других случаях подспорьем служат легенды, предания и мифы, скандинавские саги и руны, образцы поэзии скальдов, изредка - транспонированные в прошлое обрывки древних исторических и летописных сведений. Однако, анализируя эти данные, надо постоянно помнить о сугубо легендарном их происхождении, что, правда, вовсе не дает права безоговорочно исключать их из нашего литературно-художественного и культурно-исторического обихода. Наведение тут 'порядка' - дело не только довольно условное, но и значительное, увлекательное и полезное.
Именно таким методом пользовался Виктор Паранин, создавая свою 'Историю варваров' 6). С этой целью он проанализировал тексты античных и более близких к нам авторов - историков и писателей, географов и путешественников, философов и ученых. Разброс этих авторов по годам громаден. От IX в. до Р.Х. и до VI в. нашего времени: Гомер и Гесиод; Анаксимандр, Гекатей и Эсхил; Геродот; Гиппократ, Демокрит и Ксенофонт; Аристотель, Александр Македонский и Клеарх; Аполлоний Родосский, Клеанф и Эратосфен; Гиппарх и Полибий; Посидоний и Страбон; Плиний и Помпоний Мела; Плутарх и Тацит; Аппиан и Птолемей; Евсевий и Евпатий; Зосима; Иордан и Прокопий Кесарийский... Нy, и в этот ряд следует поставить многие другие имена, даты, а также схолии, то есть ученые комментарии более позднего времени.
Вдумчивое и непредвзятое прочтение этих текстов привело Виктора Паранина к ряду интереснейших умозаключений, имеющих отношение прежде всего к предмету нашего повествования - истории древнего Озерного края.
Еще в V в. до Р.Х. Геродот писал о 'большом озере', которое служило водоразделом между жившими на юге скифами и обитавшими на севере неврами.
Этот громадный водораздел простирался от нынешнего Финского залива (то есть от Балтики, которую древние греки называли 'Кронийским заливом') до Черного моря ('понта Эвксинского', то есть Гостеприимного). Водоем этот античные авторы именовали 'понтом Авксинским' - Негостеприимным, а потом - Меотийским озером, или Меотидой.
Вот об этой Меотиде надо поговорить подробнее.
Меотийское озеро не следует путать с Меотийским морем, как уже в I тысячелетии по Р.Х. стали именовать Азовское море. Поскольку Меотийское озеро лежало западнее Меотийского моря, мы и будем различать Западную (озеро) и Южную (море) Меотиду.
Меотийское озеро лежало на западных склонах Среднерусской возвышенности (Рипейских гор) и простиралось с севера на юг от Балтики через леса Полесья и русло Днепра-Борисфена к Черному морю. Западная Меотида подпитывалась северными водами как Балтики, так, вероятно, и Белого моря и, в свою очередь, питала этими водами как понт Эвксинский (то есть Черное море), так и 'Маре Нострум' (то есть Средиземноморье).
У озера Меотиды была и другая функция: оно было удачным водным путем, который способствовал плаваниям древнего северного 'морского народа' в южные европейские края и, соответственно, наоборот - путешествиям народов южных по направлению к северу.
В этом смысле нас поражают сегодня некоторые античные тексты и более поздние схолии (комментарии) к ним, рассказывающие о титанах, Аполлоне, Прометее, атлантах, Ио, Геракле, о походах аргонавтов, об Ифигении и Артемиде, об Ахилле и ряде других героев древнегреческих мифов, а также о древних племенах и народах (гипербореях и колхах, таврах и аорсах, аланах и халивах, савирах и амазонках): все они тем или иным образом имели отношение к северным землям, которые к нашему времени уже перестали быть нордической частью западной Меотиды, поскольку сама она уже давно навсегда исчезла, превратившись в полесские болота, речки и озера края, что так теперь и называется - Озерным.
Надо тут сказать и еще об одном географическом представлении античности.
Согласно воззрениям того времени, Каспийское море воспринималось древними как 'залив Северного океана'. Под этим 'Северным океаном' (часто - просто Океаном) подразумевалось нынешнее Балтийское море, ибо через проливы и Северное море Балтика соединялась с Атлантикой. В свою очередь, Каспий соединялся с Балтикой через полноводную Волгу, достигавшую северной части Меотиды, а также восточной части Финского залива. Именно в силу этого обстоятельства древние авторы называли Волгу 'проливом Каспийского (Джурджанского) моря'.
Вся эта картина дает, во-первых, представление о том, каково было гидрографическое состояние Восточной Европы от Балтики до Черноморья и Каспия (нетрудно заметить, что картина эта была совершенно не похожа на современную). А во-вторых, мы можем представить и расшифровать гидрографические воззрения античных времен, без этой расшифровки кажущиеся непонятными и даже бессмысленными.
Держа в памяти эти воззрения древних авторов, а также не забывая о явной легендарности многих сведений, имеющихся в легендах, мифах, сказаниях, сагах и других созданиях творческой народной фантазии (содержащих, вероятно, и вполне реальную подоплеку), мы можем составить довольно обширный хронологический ряд, события которого так или иначе связаны с давней историей Приневья.
Представляю эту хронику читателю.
Опорой тут послужат исландские королевские саги и шедевры поэзии скальдов, а также 'Деяния данов' Саксона Грамматика (на русский язык пока не переведенные - я пользовался английским переводом) и 'Круг Земной' с 'Младшей Эддой' Снорри Стурлусона, содержащие бесценные и мало еще освоенные сведения, касающиеся древнейшей нашей истории 7).
Необходимо, естественно, использовать и многие соединенные (весьма разномастные) труды современных отечественных и зарубежных ученых. Назову лишь некоторые из них: весьма выборочно, с одиночными примерами, в алфавитном порядке.
Это, скажем, 'Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи' Николая Беляева, 'Происхождение карельского народа' Дмитрия Бубриха, 'Древняя Русь' Георгия Вернадского, 'География Восточной Европы в сагах о древних временах' Галины Глазыриной, 'Исландские королевские саги о Восточной Европе' Татьяны Джаксон, 'Ладога и Ладожская земля VIII-XIII веков' Анатолия Кирпичникова, 'Корела и Русь' Светланы Кочкуркиной, 'Эпоха викингов в Северной Европе' Глеба Лебедева, 'Русь и норманны' Хенрика Ловмяньского, 'Очерки по истории русской культуры' Павла Милюкова, 'Докиевский период истории Восточной Европы' Александра Назаренко, 'Новгородское (Рюриково) городище' и другие исследования на эту тему Евгения Носова, 'Историческая география летописной Руси' Виктора Паранина, 'Географические названия. Введение в топонимику' Александра Попова, 'Thе Origin of Rus' Омельяна Прицака, 'История первобытного общества' Владислава Равдоникаса, 'Древняя Русь. Сказания. Былины. Легенды' Бориса Рыбакова, 'Древняя Русь и Скандинавия в IX-XIV вв.' Елены Рыдзевской, 'Норманская проблема в отечественной исторической науке' Александра Хлевова, ряд современных изданий, коллективных сборников или материалов научных конференций ('Летописи и хроники' со статьей Игоря Шаскольского 'Известия Бертинских анналов в свете данных современной науки'; 'Викинги и славяне' со статьей Ингмара Янсcона 'Русь и варяги'; 'Новгородские археологические чтения' со статьями Валентина Седова 'Первый этап славянского расселения в бассейнах озер Ильмень и Псковского', Готфрида Шpaмa 'Ранние города Северо-Западной Руси: исторические заключения на основе названий' и Валентина Янина 'Основные исторические итоги археологического изучения Новгорода'). Завершу этот список серией очерков 'Из истории Приневья' Александра Шарымова, опубликованных журналом 'Аврора' в ? 9, 10-1994; 4, 6, 8, 10-1995 и 3, 6-1996 8).
Итак, примерно за 25-20 тысяч лет до Р.Х. - в так называемую эпоху Ориньяка - обширные массы переселенцев, покинув Центральную Европу, прошли по южнорусским степям за Урал и двинулись через Сибирь к океану.
10 тысяч лет спустя началось обратное движение этих кочевников за отступающим ледником к Уральским горам. По пути большие группы финно-угорских народов, оставаясь на территории Восточной Европы, образовывали и по сию пору существующие этнические соединения. Общее движение шло к Прискандинавью.
Около 12 тысяч лет до Р.Х. последняя часть этих кочевников достигла восточного побережья Ботнического залива и осталась тут, заселив территории южной Финляндии и Карелии.
Началось постепенное расслоение номадских племен на будущих финнов, карел, ижорцев, чудь, вепсов...
К земле, лежавшей 'севернее дуновения Борея', устремлялись взоры путешественников, историков, завоевателей юго-западной Европы.
В XXX в. до Р.Х. на территории Приневья и нынешней Белоруссии зародилась особая неолитическая культура 'морского народа', населявшего этот ареал.
В XXIV в. состоялся мифический поход из скифского Причерноморья на север князей Славена и Скифа. Пропутешествовав почти 40 лет, князья, по сведениям Иоакимовской летописи и древнерусских хронографов, прибыли к Ильменю, где в 2360 г. основали город Славенск.
В середине ХХIV в. аккадский (древнемесопотамский) царь Саргон, которого древние греки называли Гераклом, дошел, по свидетельству античных авторов, до Океана (то есть до современного Финского залива Балтийского моря). Новейшие схолии утверждали, что именно там Саргон-Геракл создал некие памятники, именовавшиеся позже 'Геркулесовыми столпами'.
ХХI-ХХ в. - в Озерном крае проходившие тут с запада на восток и к югу арийцы оставили неолитическую Фатьяновскую культуру.
В ХIX в. египетский властитель Сесострис совершил военный поход на север, достигнув ареала прибалтийской части Меотийского озера.
ХV в. - Фатьяновская бронзовая культура в Озерном крае.
Конец ХV в. - начало исхода лужичан с индоевропейской прародины - из центральной части Европы - на северо-восток, к Ильменю.
В XII в. экипаж легендарного 'Арго', согласно позднейшему сообщению Аполлония Родосского, совершил поход по восточноевропейским водным артериям, проплыв водными путями будущего Озерного края и Приневья, после чего, по одним схолиям, спустился к Причерноморью по Meотиде, а по другим - обогнув Европу и проплыв по Средиземноморью, - вернулся в Грецию.
С Х по VII в. (пo Георгию Вернадскому) в будущей Южной Руси владычествуют киммерийцы, которых историки стали впоследствии ассоциировать с племенем 'кимвров' (они будут иметь гипотетическое отношение и к судьбам Озерного края).
IX в. - эпоха раннего железа в ареалах Урала и будущей Северной Руси.
В VIII в. Гомер упоминает в 'Илиаде' ряд северных народов: 'гиппемолгов' (доителей кобыл), 'галактофагов' (поедателей кислого молока), 'абиев' (неимущих) и 'номадов' (кочующих); все эти племена в поэме - скифские.
В этой связи уместно вспомнить, что, по сведениям Клеарха, скифы к гомеровой поре пережили упадок и из преуспевающего, процветающего и даже пресыщенного племени превратились в полудиких кочевников.
С другой стороны, стоит здесь yпомянyть о тoлкoвaнии более позднего, разумеется, этникoнa 'корела'.
Слово 'kаrjа', которое можно соотнести с этниконом 'karjalainen' (карел), означает 'стадо', 'скот' ('kаrjаnnoitto', в свою очередь, означает 'животноводство', 'скотоводство'). В этом смысле любопытно сопоставить 'животноводческие' значения этниконов северных народов у Гомера с их финно-угорскими 'побратимами', обозначающими конкретный карельский этнос (можно добавить еще, что рядом с этниконом 'suomalainen', то есть финн, соседствует опять-таки 'скотоводческое' понятие 'suomia' - 'бить рогами').
В VIII-VII вв., в пору составления Ветхого завета Библии, греческий поэт Гесиод тоже называл скифов 'гиппемолгами', совсем по Гомеру.
И теперь, поскольку речь зашла о времени создания начального ветхозаветного библейского текста, имеет смысл вспомнить об одном эпизоде, который связывали не только с самой Библией, но и с историей Руси и русов.
В библейской 'Книге пророка Иезекииля' (VII-VI вв. до Р.Х.) есть такой пассаж:
'Сын человеческий, обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешexa и Фувала, и изреки на него пророчество и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала!' 9).
Из приведенного отрывка ясно, что Poш, Meшex и Фувал - это территории, принадлежащие князю Гогу, находящиеся в его земле, именуемой Магог.
Однако историки и проповедники будущих лет (вплоть до нашего времени!), перепутав все на свете, станут утверждать, что Иезекииль будто бы впервые в истории упомянул тут о 'народе рош', то есть о русах, а также об их 'князе Рош'. На самом же деле в VII-VI вв. до Р.Х. ни о каких 'рошах' и 'росах' речи идти не могло: время русов настанет лет примерно через шестьсот...
С VII до Р.Х. по II в. нового времени, оправившись от потрясений, но не изменивши суровому полукочевому образу жизни, скифы владычествовали не только на территории будущей южной Руси, но и во всей, по сути дела, Восточной Европе, в силу чего уже много позднее скандинавские саги и скальдические песнопения называли восточноевропейские земли Великой Скифией, включая в этот ареал и Скандинавию, и, естественно, Озерный край с Приневьем.
Здесь следует упомянуть, что к 560 г. до Р.Х. относится первое внятно датируемое упоминание о северном народе гипербореев. Народ этот заслуживает рассказа и более пространного, и отдельно выделенного.
* * *
560 г. был годом очередной греческой Олимпиады. Тогда на остров Делос явился некий мудрый человек по имени Абарис (Абарид), говоривший, что он прибыл из далекой северной страны гипербореев.
Гипербореи не впервые посещали Грецию и храм на острове Делос, посвященный легендарному богу Аполлону. В храме этом нашли упокоение гиперборейские женщины и девушки с именами Арга, Опис, Гипероха и Лоидика. Их могилы тоже были местом поклонения.
Абарис пришел на Делос с дарами и с золотой 'стрелой Аполлона'. Делосцы знали, что у гипербореев был развит культ Аполлона, поскольку на далеком северном 'острове гипербореев' родилась Латона - мать Аполлона и Артемиды. Согласно мифу, Латона, преследуемая ревностью Геры, бежала с северного острова в Грецию, которой достигла за двенадцать дней, - и родила дочь с сыном на острове Делос, выросшем в море по велению Зевса. Принеся дары в храм Аполлона на Делосе, Абарис отправился затем в Кротен (Южная Италия), где познакомился с Пифагором, который до конца своих дней гордился знакомством с двумя великими мудрецами - Абарисом и Заратустрой.
В конце VI в. до Р.Х. о гипербореях было написано и отдельное сочинение, до нас не дошедшее, но сохранившееся в более поздних пересказах. Об авторе этой книги (она так и называлась - 'О гипербореях') спорят: одни называют его Гекатеем Милетским, другие полагают, что это был Гекатей Аваридский.
Гекатей утверждал, что гипербореи существовали 'до его времени', что, впрочем, не мешало многим другим историкам писать о гипербореях как о реально существующем народе еще почти тысячу лет спустя.
Гекатей сообщал, что гипербореи жили на острове величиной не менее Сицилии, находившемся на Океане, то есть в районе Балтики. На острове - отличная почва; его окружает благотворный воздух. Гипербореи - жрецы Аполлона, которому посвящена роща и шарообразный храм: к нему дважды в год слетается масса лебедей, заводящих тут свои птичьи песни, когда у храма начинают струнную игру кифареды - народные музыканты-гипербореи, играющие на кифарах.
Эти сведения дали возможность Виктору Паранину локализовать остров гипербореев на месте нынешнего Карельского перешейка, который до начала ХVIII в. нашего времени был островом (Финский залив-Нева-Ладога-Вуокса, соединявшая Приозерск с Выборгом) 10). В районе Лахтинского разлива и ныне дважды в год останавливаются тысячи перелетных птиц. И не исключено, что, может быть, именно на его берегу и стоял храм Аполлона. А в греческих 'кифарах' вполне можно увидеть более поздние кантеле карелов и финнов.
Нe позднее же VI в. Дионисий Малый упоминает о местожительстве гипербореев в районе Рипейских гор (судя по всему, древние подразумевали под этим именем нынешнюю Валдайскую возвышенность).
Греческий поэт Пиндар (VI-V вв.) 'располагал' гипербореев в верховьях Истра, что не дает точной локализации их местожительства, ибо гидроним 'Истр' кочевал по географической карте (как, скажем, гидронимы 'Аракс' и 'Танаис' или та же 'Меотида'). Эсхил, к примеру, писал, что Истр течет с Рипейских гор - с земли гипербореев.
В V в. Геродот упомянул о гиперборейских женщинах, похороненных на Делосе, но сам историк в существование гипербореев вообще не верил.
Несмотря на это неверие отца истории, рассказы о гипербореях перекочевали и в новую эру.
В схолиях к Аристотелю, созданных, вероятно, через пятьсот лет после жизни великого философа - в начале нового тысячелетия, - говорится, что древние греки жили посередине между арктическим поясом, близким к Северному полюсу, и летним, тропическим, причем 'скифы-русь и другие гиперборейские народы живут ближе к арктическому поясу'. На принадлежность к новой эре указывает тут термин 'скифы-русь', который во времена Аристотеля существовать не мог, хотя в Иоакимовской летописи и наших хронографах содержится упоминание о правлении в пору Александра Македонского, ученика Аристотеля, то есть около 330 г. до Р.Х., 'старорусских князей' Асана, Алехосана и Великосана.
В 44 г. уже по Р.Х. Помпоний Мела сообщает об антах, что они живут 'выше гипербореев и амазонок': Если учесть, что антов многие историки единодушно ассоциируют с асами, или рухс-асами (об этом - ниже), а также с аланами, то надо полагать, что во второй четверти I в. факт появления рухс-асов в местности 'выше гипербореев' был уже известен в Европе.
В I же в. Плиний Старший писал о земле гипербореев, что она находится на границе Европы и Азии.
В I и II вв. ряд сведений о гипербореях оставили нам Тацит и Плутарх.
Автор V-VI вв. Стефан Византийский знал даже название острова гипербореев: Елисий, или Элисия. Повторяет Стефан и размеры острова, уподобляя его Сицилии. Жителей же острова именует карамвиками - от названия реки, омывающей его, - Карамвика. Правда, Стефан тут же приводит мнение Плутарха, будто гипербореи жили возле Альп.
Пора, вероятно, подвести кое-какие итоги.
Откуда вообще могли появиться гипербореи, когда заселили свой остров?
Их называли 'тысячелетними'. Суть прозвища, вероятно, не в личном их долголетии, а во времени их появления в районе Приневья, на европейском Северо-Западе.
Автор термина 'тысячелетние' - Геродот. Если отнять от времени его жизни тысячу лет, то получим дату: 1500 г. до Р.Х. Это - время образования Фатьяновской бронзовой культуры. А это дает основание считать гипербореев наследниками прошедших тут ранее ариев.
Далее. Куда гипербореи в конце концов подевались?
Никаких известий об их исходе из района Приневья мы не имеем. Так что остается предположить: гипербореи растворились в других этносах, населявших эти земли и, в частности, 'остров гипербореев' (не он ли стал впоследствии 'островом русов', когда русы появились в этом районе? По крайней мере, Виктор Паранин именно так и полагает).
'Свидетельства' же историков новой эры о гипербореях - это не что иное, как воспоминания о сведениях прошлых лет, точного знания о которых историки этой новой поры уже не имели.
Вероятно, народ этот себя 'гипербореями' не называл.
'Гипербореи' - слово греческое, означает 'над Бореем', 'выше места жительства Борея' (Борей - мифологический бог северного ветра; в переносном смысле - собственно северный ветер). Термин 'гипербореи', как видим, имел описательное значение, пояснял, что народ этот занимает, по выражению Гекатея, земли 'дальше дуновения Борея'. Ясно, что сами гипербореи так называть себя не могли.
Не исключено, что их самоназвание несло в себе некое буквенное значение, позволившее древним ассоциировать их с греческим северным ветром. Мне все время приходят в этом смысле на ум этногеографические понятия 'бьярмоны', 'Биармия', 'Барма', 'Бьярмаланд', 'бермята', 'Пермь' (последнее - в палатализованном, смягченном угро-финском звучании, в отличие от предыдущих звонких германских).
Генезис слова 'Бьярмаланд' темен и точно неизвестен. Ясно лишь, что слово это состоит из трех составных: 'Бьяр=биар' + 'маа' + 'ланд', причем последние два и по-угро-фински, и по-германски означают 'земля', подобно географическому понятию 'Ингерманландия': 'Ингер' + 'маа' + 'ланд', буквально 'Земля прекрасной земли', то есть в нашем случае германцы к угро-финскому 'Бьяр-маа' добавили свою 'землю' - 'ланд'. В таком случае остается лишь 'опознать' составную 'бьяр', 'бар'.
В финно-угорском с его смягченным 'п' вместо звонкого германского 'б' можно отыскать подходящие варианты: скажем, 'раr а' - 'лучший' (раr а с 'ингер' - 'инкери' - 'прекрасный' в слове 'Ингерманландия'); другой вариант: 'роrо' - 'северный олень'. Так что в первом случае название толкуется как 'Земля наилучших земель', а во втором - как 'Земля земель северных оленей'.
Не от таких ли первоисточников вошел в греческий язык 'сходный по звучанию' этноним 'гипербореи'?
Впрочем, на этом сакраментальном вопросе можно обзор греко-римских рассказов о гипербореях завершить и вернуться назад, к нашему повествованию, которое мы прервали на V в. до Р.Х.
* * *
В IV в. Клеарх сообщил, что в жизни скифов, распространенных на территории Восточной Европы от южных степей до северобалтийских областей, произошел период 'опрощения', и от бытия зажиточного и преуспевающего они перешли к более бедному и лишенному всяческой роскоши.
Около 330 г. Пифей из Массалы (он же - Питеас из Марселя) совершил путешествие, во время которого обогнул Испанию и Галлию, вошел в Балтику - и оставил описание расположенного к северу от Балтики острова Фулы (Туле). Затем он через Меотиду вышел в Черное море, откуда вернулся на родину. Виктор Паранин дает понять, что остров Фула - не что иное, как будущий 'остров русов' (а в прошлом - 'остров гипербореев'?).
Видимо, путешествие Пифея было одним из последних, пролегавших через Меотиду, ибо от начала и до конца IV в. водоем этот стал пересыхать и в конце концов прекратил существование как водный путь.
В III в. Аполлоний Родосский создал 'Аргонавтику', в которой описал 'кружной' путь аргонавтов, проходивший через Балтику.
В период со II в. до Р.Х. по II в. новой эры скифская эпоха на территории Восточной Европы сменилась сарматской.
II в. до Р.Х. можно датировать отраженное в российских хронографах легендарное правление славянских князей Лалеха и Лахерна, совершивших поход на Византию, во время которого Лахерн погиб.
В период со второй половины II в. до середины I в. шло переселение с востока на земли Восточной Европы сарматских племен языгов, роксоланов, сираков, аорсов и аланов, а также асов, или рухс-асов. О последних пойдет сейчас речь.
К содержанию |