1240 г. - новгородская летопись повествует:
'Пришли Свеи в великой силе, и Мурмане, и Сумь, и Емь в великом числе кораблей. Свеи с князем 1 и со своими епископами. И встали в Неве в устье Ижоры 2, намереваясь захватить Ладогу, а также и реку 3, и Новгород, и всю Новгородскую область. Но преблагий, премилостивый человеколюбец Бог оберег нас и защитил от иноплеменников, попусту трудившихся без Божьего повеления, ибо пришла весть в Новгород, что Свеи идут к Ладоге' 110).
Считается, что эту весть сообщил князю Александру Ярославичу ижорянин Пелгусий, хотя вероятнее, что весть Пелгусия о приходе врага доставил в Новгород некто иной, может, его посланец.
Сам же Пелгусий чуть позже рассказал князю о своем чудесном видении, так изложенном в 'Повести о жизни и о храбрости благоверного и великого князя Александра', кратко именуемой также 'Житием Александра Невского':
'И был некий муж, старейшина земли Ижорской, по имени Пелгусий 4. Поручен же был ему морской дозор. Восприял же святое крещение и жил среди рода своего, который оставался в язычестве. Наречено же было имя ему в святом крещении Филипп. И жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу. Поэтому и удостоил его Бог увидеть необыкновенное видение в тот день. Расскажем об этом вкратце.
Разведав о силе войска [неприятеля], он пошел навстречу князю Александру, чтобы рассказать князю о станах их и об укреплениях. Когда стоял Пелгусий на берегу моря и стерег оба пути 5, он не спал всю ночь. Когда же начало всходить солнце, он услышал на море страшный шум и увидел ладью, плывущую по морю, а посредине ладьи - святых мучеников Бориса и Глеба, стоящих в одеждах багряных и держащих руки на плечах друг друга. А гребцы сидели, словно окутаны облаком. И сказал Борис: 'Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру'. Увидев такое видение и услышав слова мученика, стоял Пелгусий потрясенный, пока ладья не скрылась с глаз его.
Вскоре после этого приехал князь Александр. Пелгусий же взглянул радостно на князя Александра и поведал ему одному о видении. Князь же ему сказал: 'Об этом не рассказывай никому' ' 111).
Далее - продолжение летописного рассказа:
'Князь же Александр нимало не промедлив, пришел на них с новгородцами и ладожанами и победил их силою святой Софии и молитвами владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии, месяца июля в 15 день 6, на память святого Кирика и Улиты, в воскресенье, на Сбор 630 святых отцов в Халкидоне.
И тут была великая сеча Свеям' 112).
'Житие' сообщает о битве такие подробности (вполне вероятно, достоверные, ибо автор специально сообщает, что 'был домочадцем и очевидцем' жизни князя Александра и слышал его и его воинов рассказы о сражении на Неве):
'После того [Александр] решился напасть на них в шестом часу дня 7.
И была сеча великая с латинянами 8, и перебил их [князь] бесчисленное множество, и самому королю возложил печать на лицо острым своим копьем 9.
Здесь же в полку Александровом отличились шесть мужей храбрых, которые бились вместе с ним.
Один - по имени Гаврило Олексич 10. Этот напал на судно и, увидев королевича, которого тащили под руки 11, въехал по мосткам, по которым всходили, до самого корабля. И побежали все перед ним на корабль, затем обернулись и сбросили его с мостков с конем в Неву. Он же с Божьей помощью оттуда выбрался невредимым и снова напал на них, и бился крепко с самим воеводою, окруженным воинами 12.
Другой - новгородец по имени Сбыслав Якунович, не раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в сердце своем. И многие пали от руки его и подивились силе его и храбрости.
Третий - Иавков, полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на врагов с мечом и мужественно бился, и похвалил его князь.
Четвертый - новгородец, по имени Миша 13. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля латинян.
Пятый - из младшей дружины, по имени Савва. Этот напал на большой, златоверхий шатер и подрубил ствол шатерный. Воины же Александровы, увидев падение шатра, обрадовались.
Шестой - из слуг его, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и окружило его много врагов. Он же от многих ран упал и скончался.
Обо всем этом слышал я от господина своего Александра и от других, кто в то время участвовал в той сече' 113).
Летопись сообщает о павших в битве:
'Новгородцы же тут пали: Константин Луготинич, Гюрята Пинещинич, Намест, Дрочило Нездылов, сын кожевника, а всего 20 мужей с ладожанами, или менее, Бог весть.
Князь же Александр с новгородцами и ладожанами вернулись восвояси все здоровы, сохраненные Богом и святою Софиею и молитвами всех святых' 114) .
В летописи находим и рассказ о потерях шведов:
'И был убит воевода их именем Спиридон; а другие говорят, что и епископ был убит тут же. И пало их многое множество, и уложили [они] своих мужей в два самых больших корабля и пустили их перед собою в море. А остаток их, выкопав яму, уложили в нее [убитых] без числа. А многие другие были изранены. И в ту же ночь [они], не дождавшись рассвета понедельника, посрамленные, отошли' 115).
'Житие' довершает рассказ таким эпизодом:
'Было же в то время чудо дивное... на другом берегу реки Ижоры, где полки Александра не могли пройти, нашли многое множество врагов, перебитых ангелом Божиим. Оставшиеся бежали, а трупы погибших своих набросали в корабли и потопили в море' 116).
Зимой 1240 г. немцы-ливонцы строят деревянную крепость в Копорье, но князь Александр в 1241 г. изгоняет оттуда немцев и срывает крепость 117).
1242 г. - 5 (12) апреля Александр, прозванный за победу на Неве Храбрым, разбивает на Чудском озере рать Ливонского ордена и заключает с Орденом мир 118).
До нас не дошли исторически документальные изображения князя Александра Ярославича, именовавшегося сначала Храбрым, а позже - Невским. Но о его облике мы можем судить по чудом уцелевшим в годы войны фрагментам фрески в аркасолии дивной церкви Спаса [Преображения] на горе Нередице близ новгородского Городища -
живописному портрету отца Александра,
князя Ярослава Всеволодовича. |
1249 г. - второй крестовый поход ярла Биргера Магнуссона против еми, в результате которого шведы захватывают значительную территорию западной Финляндии 119).
Около 1250 г. - первые предпосылки к образованию Ганзейского торгового союза - залогу торговли североевропейцев с Новгородом через Неву, Ладогу и Волхов 120).
В середине XIII в. в Новгороде создаются превосходные иконы ярко выраженного и полностью сложившегося 'новгородского письма': 'Иоанн Лествичник', 'Георгий и Власий', 'Белозерская Богоматерь'...
1251 г. - голод и наводнение в Озерном крае.
1251-1252 гг. - переговоры представителей Александра Ярославича в Норвегии:
'Той зимой, когда конунг Хакан 14 сидел в Трондхейме, прибыли с востока из Гардарики 15 послы конунга Александра [Храброго, позже - Невского] из Хольмгарда 16.
Звался Микьял и был рыцарем тот, кто предводительствовал ими 17.
Жаловались они на то, что нападали друг на друга управляющие конунга Хакана на севере в Марке 18 и восточные кирьялы 19, те, что были обязаны данью конунгу Хольмгардов, так как они постоянно вели войну с грабежами и убийствами.
Были там назначенные встречи и было принято решение, как этому положить конец.
Было им также поручено, чтобы они повидали госпожу Кристин, дочь конунга Хакана, так как конунг Хольмгарда так повелел им, чтобы они спросили конунга Хакана, не пожелает ли он отдать свою дочь за сына конунга Александра.
Конунг Хакан принял такое решение, что послал он весной людей из Трондхейма, и отправились [они] на восток в Хольмгард вместе с послами конунга Александра.
Возглавлял ту поездку Виглейк, сын священника, и Боргар. Отправились они в Бьергюн и там еще восточнее.
Прибыли они летом в Хольмгард, и принял их конунг хорошо, и установили они тогда мир между собой и своими данническими землями так, что никто не должен был нападать на другого, ни кирьялы, ни финны; но продержалось это соглашение недолго.
В то время было большое немирье в Хольмгарде.
Пришли татары на государство конунга Хольмгарда 20, и по этой причине больше не занимались тем сватовством, которое велел начать конунг Хольмгарда.
И когда они выполнили свои поручения, отправились они с востока с достойными дарами, которые конунг Хольмгарда посылал конунгу Хакану' 121).
1256 г. - 'Пришли Свеи и Емь, и Сумь и Дидман со своею волостью и множеством рати 21, и начали строить город на Нарове 22.
Тогда князя 23 не было в Новгороде, и послали новгородцы за ним, а сами разослали по волости вестников, собирая полки.
Те же, окаянные, услышав про то, побежали за море.
В тот же год, зимой, пошел князь Александр на Копорье, и пошел на Емь, и был зол путь, и не было видно ни дня, ни ночи, и многим шествующим была пагуба, но соблюл Бог новгородцев.
И придя на землю Емскую, [он] иных избил, а других пленил силою честного креста и святой Софии, и вернулись новгородцы с князем Александром все здоровы' 122).
- Папа Александр IV призвал 'поднять знамя креста против отступников', то есть против части емлян, поддерживавших новгородцев, а также корелы с ижорой 123).
1262-1263 гг. - торговые договоры Новгорода с Ганзой, Готским берегом, Любеком и немецкими городами, в которых оговорено, что Новгород не несет ответственности за деятельность корелы на Неве и в Финском заливе.
Это опять-таки удостоверяет известную независимость корелы к тому времени от Новгорода, судя по всему, раздражавшую не только новгородских князей, но и самих новгородцев 124).
- В договоре 1262 г. впервые в русско-европейских документах упомянут остров Котлин 125).
14 ноября 1263 г. - смерть Александра Невского по возвращении из Орды, где он 'отмолил' жителей своих княжеств - в том числе и Озерного края - от участия в походах татаро-монголов 126).
_______________
1 Это был, как предположил еще в 1940 г. питерский историк Игорь Шаскольский, шведский ярл Ульф Фаси.
2 Это - первое упоминание реки в летописи.
3 То есть Волхов.
4 Родоначальник ижорского рода Пелконенов.
5 Коль скоро Пелгусий мог видеть оба фарватера, то он находился, видимо, на берегу острова Котлина.
6 22 июля по новому летосчислению.
7 Это - по древнерусскому счету.
По нашему же времени это было в шестом часу после восхода солнца, то есть в 11 часу утра.
8 'Латиняне' здесь - синоним слова 'римляне', под которыми подразумеваются люди, исповедующие римско-католическую веру.
9 Исследователь Невской битвы Игорь Шаскольский писал про обычай древних римлян клеймить лица своих рабов, почему, мол, автор 'Жития' и ввел в рассказ эту деталь, дабы подчеркнуть, что ярл Ульф Фаси после того, как Александр ранил его копьем в лицо, как бы становился его рабом.
10 Между прочим, этот Гаврило Олексич, будучи правнуком выходца 'из Немец' Радши, являлся, в свою очередь, прадедом Григория 'Пушки', от которого пошел род Пушкиных, в том числе - великого нашего поэта (см. по этому поводу статью Юрия Гуляева и Анатолия Шишкина 'Александр Невский и Голенищевы-Кутузовы' в сборнике 'Колпица' (СПб., 1995. С. 27-30).
11 Битва происходила в пору правления короля Эйрика XI Эйриксона Леспе (Картавого), у которого не было сына, 'королевича', но была сестра, а на ней был женат двадцатипятилетний Биргер Магнуссон из Бельбю, двоюродный брат ярла Ульфа Фаси, предводителя шведов в этой битве; за этим-то 'королевичем' и пустился в погоню Гаврило Олексич.
12 Не с 'воеводой Спиридоном' ли, который, по утверждению летописи, пал в битве?
13 Прародитель новгородской аристократической фамилии Мишиничей.
14 Норвежский король Хакан Старый.
15 С Руси.
16 Из Новгорода.
17 Питерский историк Игорь Шаскольский полагал, что это был Михаил Федорович (в скором будущем - ладожский посадник), а московская скандинавистка Татьяна Джаксон считает, что под этим именем подразумевается участник Невской битвы, новгородец Миша.
18 То есть в Финмарке, области на севере Скандинавского полуострова.
19 Корелы.
20 Это была рать татаро-монгольского военачальника Неврюя, присланная Ордой по просьбе Александра против его брата Андрея.
21 Имеется в виду немецко-эстонский феодал Дидрих фон Кивель с его рыцарями.
22 Будущую Нарвскую крепость.
23 Александра Ярославича.
К содержанию |