Прекрасно эрудированный русский историк Георгий Владимирович Вернадский (1887-1973) излагает в книге 'Древняя Русь' такую картину заселения земель нынешней Южной России обитавшими поначалу очень далеко от нее сарматскими племенами, которые впоследствии обнаружили свою несомненную близость:
'Мы можем предположить, что около 127 г. до н. э. анты или ас жили поблизости Аральского моря, т. е. в современном Казахстане...
...китайские хроники отождествляют аланов с антами. Отсюда следует, что анты римских авторов и асии греческих были различными транскрипциями одного имени...
...кавказское племя осетинов, или ос, в ином звучании ас, имело, возможно, смешанное алано-яфетическое происхождение...
Первыми в черноморских степях появились язиги. За ними последовали роксоланы, затем сираки и аорсы. Аланы были последними из пришельцев...
Первая часть имени 'роксоланы' происходит от иранского 'рукхс', что означает 'светлый'. Итак, имя 'роксоланы', очевидно, означало 'светлые аланы'...
Племя антов, как мы предполагаем, первоначально контролировалось аланскими родами. Некоторые из них стали известны как рухс-ас (светлые асы).
Возможно, от их имени произошло позже имя 'русь'. В любом случае именно с антами начинается собственно русская история' 11).
А теперь мы обратимся к событию, отнесенному, по преданию, к 70-м годам до Р.Х.
Оно нашло художественное отражение в двух произведениях великого исландского поэта Снорри Стурлусона (1178-1241) - 'Младшей Эдде' и 'Круге Земном', отрывки из которых я приведу ниже.
Отрывки эти интересуют нас потому, что речь в них идет о рухс-асах, их верховном правителе и месте их расположения - начальном и итоговом:
'К северу от Черного моря расположена Великая, или Холодная Швеция 1...
Страна эта в Азии, к востоку от Танаквисль 2 - называется Страной Асов, или жилищем Асов, cтолицa стрaны называется Асгард...
Правителем там был тот, кого звали Один...
В то время правители римлян ходили походами по всему миру и покоряли себе все народы 3...
Так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира' 12).
Так говорится о побудительном мотиве похода Одина в 'Круге Земном'. В 'Младшей Эдде' мотив этот изложен чуть иначе:
'Одину и жене его Фригг было пророчество, и оно открыло ему, что его имя превознесут в северной части света и будут чтить превыше имен всех конунгов. Поэтому он вознамерился отправиться в путь...
Он взял с собою множество людей, молодых и старых, мужчин и женщин, и много драгоценных вещей. И по какой бы стране ни лежал их путь, всюду их всячески прославляли и принимали скорее за богов, чем за людей.
И они не останавливались, пока не пришли на север в страну, что зовется Страною Саксов. Там Один остался надолго, подчинив себе всю страну' 13).
'Круг Земной' показывает несколько иной путь Одина:
'Он направился в путь и с ним все дии и много другого народа. Он отправился сначала на запад в Гардарики, а затем на юг, в Страну Саксов' 14).
* * *
Здесь надо уточнить три обстоятельства.
Первое касается отправной точки похода Одина и относится к нашим дням.
Известный норвежский путешественник и исследователь Тур Хейердал на основе книг Снорри выдвинул гипотезу о том, что асы жили на берегах Азовского моря, - и начал раскопки в Азове, первый этап которых завершился 10 июля 2001 г. и доказательств никаких не принес. Продолжить раскопки Хейердалу помешала смерть (2002 г.). Одно несомненно: Хейердал верил в историчность Одина и его похода. Связь понятий 'Асгард', 'асы' и 'Азов' тоже очевидна.
Второе обстоятельство касается уже непосредственно самого похода Одина.
Один взял в свой поход множествo народа. Однако не всех рухс-асов. Он оставил на родине двух своих братьев, а с ними большое число соплеменников.
Так произошло разделение рухс-асов на две части: одна отправилась на север - и вскоре получила там имя русов. Вторая осталась на родине - и их спустя многое время по аналогии с северянами, которые к тому времени стали хорошо известны, тоже начали называть русами.
Таким образом, полтысячелетия спустя русы стали существовать в двух ипостасях: северной и южной - условно говоря, русы-северяне и русы-южане.
Третье обстоятельство касается понятия 'Гардарики'.
'Гардарики' - название скандинавское (не угро-финское). Этим термином традиционно именуется Древняя Русь. Германское - твердое - 'Гарда' в угро-финском трансформируется в мягкое 'кардья' с исчезновением смягчающегося 'д'.
Еще в 1947 г. Дмитрий Владимирович Бубрих в книге 'Происхождение карельского народа' отмечал, что в этнониме 'кирьялар' отразилось архаичное название древнекарельского населения, приближенное к исходной форме 'кирьяла', восходящей к балтийскому 'гирья', 'гарья' = 'гора'. Так что небезосновательно Виктор Паранин утверждал в 'Исторической географии летописной Руси', что 'гарда' и 'карья' - 'это одно и то же, поскольку вторая форма легко выводится из первой' через переходное 'кардья'.
Иными словами, 'Гардарики' в этом случае не 'земля городов', как обычно толкуют этот этноним исследователи-скандинависты, а 'земля Гардов', то есть синоним 'Кирьялаланда', 'земли карел'.
Таким образом, 'Гардарики' как этноним существовал задолго до появления понятия 'Гардарики' как обозначения Древней Руси, которой ко времени образования архаичного этнонима просто еще не существовало.
Когда северные русы (бывшие рухс-асы) прибыли в Скандинавию, хороним 'Гардарики' мог уже существовать и означать этническое понятие, к руси не относящееся. Слияние же понятий 'Гардарики' и 'русь' действительно произошло, но позднее, о чем и пойдет речь ниже...
* * *
А теперь вернемся в конец первого дохристианского века, когда рухс-асы во главе с Одином еще только появились в Прискандинавье.
Обратимся еще раз к 'Младшей Эдде' и 'Кругу Земному' Снорри Стурлусона.
Достигнув, по 'Младшей Эдде', Страны Саксов, Один оставил там, а также в Вестфалии и Стране Франков правителями троих своих сыновей, а сам 'пустился в путь на cевер' и прошел Страну Готов, поставив там правителем сына Скьёльда.
'Потом Один направился еще дальше на север, в страну, что зовется теперь Швецией. Имя тамошнего конунга было Гюльви. И когда он узнал, что едут из Азии эти люди, которых называли асами, он вышел к ним навстречу и сказал, что Один может властвовать в его государстве, как только пожелает. И им в пути сопутствовала такая удача, что в любой стране, где они останавливались, наступали времена изобилия и мира. И все верили, чтo этo твoрилoсь по их воле. Ибо знатные люди видели, что ни красотою своей, ни мудростью асы не походили на прежде виданных ими людей.
...После того Один... поехал на север, пока не преградило пути им море... Асы взяли себе в той земле жен, а некоторые женили и своих сыновей, и настолько умножилось их потомство, что они расселились по всей... северной части света, так что язык этих людей из Азии стал языком всех тех стран' 14). (Стоит, правда, помнить при этом, что языковая основа карельского и финского этносов сложилась - и не изменилась - еще в середине I тысячелетия до Р.Х.)
И еще об одной особенности асов говорит 'Младшая Эдда'. Вот отрывок из характеристики Бальдра, второго сына Одина:
'Второй сын Одина - это Бальдр... Tак он прекрасен лицом и так светел (выделено мною. - А. Ш.), что исходит от него сияние' 15).
А вот характеристика еще одного сына Одина:
'Есть аc по имени Хеймдалль, его называют белым (выделено мною. - А. Ш.) асом' 16).
Как видно, эпитет 'светлый', 'белый' - из числа наиболее почитаемых у асов Одина. А мы хорошо помним, что эпитет 'светлый' входит неотторжимой частью в понятие 'рухс-ас', 'светлый ас', прародитель понятия 'рус'...
И теперь - краткая цитата из 'Круга Земного': в ней встречаем еще ряд подробностей о приходе и жизни Одина и его асов в Прискандинавье.
'Он (Один. - А. Ш.) завладел землями по всей Стране Саксов и поставил там своих сыновей правителями. Затем он отправился на север, к морю, и поселился на одном острове - том, что теперь называется Остров Одина на Фьоне 4...
[Потом] Один поселился у озера Лег, где место называется теперь Старые Сигтуны 5' (См. примеч. 12).
Там, в Средней Швеции, Один и умер. После смерти он, как говорят предания, отправился на родину, в Асгард, но не раз являлся в Скандинавии (последний раз - в 770 г., в битве при Бравалле).
Ну, а рухс-асы начали с той поры свое превращение в просто русов, а потом - в русов-варягов. Этому их превращению сопутствовала одна особенность.
Снорри пишет:
'Один ввел в своей стране те законы, которые раньше были у асов' 17).
Не исключено, что законы эти передавались от поколения к поколению не только в виде устной традиции: может быть, они как-то фиксировались и письменно. По крайней мере, девять столетий спустя, создавая славянский алфавит, Кирилл и Мефодий основывались на некоей 'русской грамоте', имевшей хождение в Крыму: можно предположить, что это была 'грамота' рухс-асов - южан.
Как динамичный новый этнос, рухс-асы сильно влияли и на соседствующие этнические группы, в которые рухс-асы вливались мирным путем. Причем они не просто вливались в эти соседствующие этносы. Они передавали этим этносам свое имя!
Позже, когда русы-варяги двинулись с севера к югу, они передали свое этническое имя - 'русь' - балтийско-приильменскому межплеменному союзу. А затем киевским полянам и окружающим племенам. Так возникло мощное государственное образование - Древняя Русь.
Но это произошло уже к концу IX столетия до Р.Х. В начале же I в. рухс-асы, становившиеся постепенно русью, передали свое имя самым ближайшим территориальным соседям - карелам.
Процесс этот был постепенным и многовековым.
Карельский этнос, уже к середине I тысячелетия до Р.Х. овладевший сложившейся языковой основой, на рубеже эпох бронзы и железа (то есть примерно к сотому году до Р.Х.) состоял из двух соперничающих частей - северной и южной.
Тут надо заметить, что и северяне, и южные народы, ориентируясь по солнцу, обозначали север черным цветом, юг - красным, запад - белым, а восток - синим. Поэтому в противостоянии двух частей карельского этноса, нашедшем позже поэтическое отражение в 'Калевале', северяне обозначались черным цветом, а южане - красным. А красный цвет в прибалтийско-финских языках звучит как 'ruskei'.
Спрашивается, случайно ли это противоборство южан и северян совпало с появлением в Восточной Скандинавии рухс-асов? Случайно ли южные карелы приняли имя 'рускей' (красный) практически одновременно с появлением русов - рухс-асов на своей территории? Или эта цветовая бело-красная чересполосица не была случайностью?
Безусловного ответа на эти вопросы не существует. Однако фактом является то, что в некоторых языках (скажем, в саамском) этноним 'карел' обозначается словом 'русский', то есть связь между карелами и русскими подтверждается. Фактом является и то, что карелы таинственным образом исчезли из списка прибалтийско-прискандинавских народов и племен вплоть до XII в., о чем свидетельствует 'Повесть временных лет' (ПВЛ).
Уведомляя в ПВЛ о разделе Земли между сыновьями Ноя, летописец Нестор пишет:
'Иафету же достались северные страны и западные...
В странах же Иафета сидят русь 6, чудь и всякие наpoды: мepя, мypoмa, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляxи жe и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку - до пределов Сима, сидят по тому же морю и к западу - до зeмли Английcкoй и Вoлoшcкoй.
Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, генуэзцы и прочие' 18).
Как видим, в этом списке отсутствуют два хорошо известных нам этнических названия: карела и ижора. В то же время дважды упоминается русь: на северном и на южном побережьях Финского залива. Не составляет труда сделать естественный вывод: именно русь и заменила собой в ту пору оба этнически родственных имени - и карел, и ижору. Придет время, и карельско-ижорский этнос вернет свои имена. Но пока видно, как русь 'подмяла' оба эти этноса под себя...
Прежде чем вернуться к хронологии древнего Приневья, стоит прояснить еще содержание понятия 'варяги', а также 'варяги-русь', неоднократно употребляемое Нестором в ПBЛ. Он пишет:
'И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти прозывались'.
Из этого высказывания летописца легко извлекаются две истины. Первая: русы не были ни шведами, ни норвежцами, - вообще не были норманнами в широком смысле слова, - ни англами, ни готландцами, - Нестор четко отделяет русов ото всех остальных варягов.
Карта-схема путешествия бога германцев и скандинавов Одина (по 'Хеймскрингле', то есть 'Кругу Земному' Снорри Стурлусона). |
Вторая: термин 'варяг' не имеет этнического содержания. Он применим ко множеству разнородных этносов; это - термин, во-первых, территориальной, прискандинавской принадлежности, во-вторых, несущий социальную нагрузку (учитывая, что 'vааr' в финно-угорских языках означает 'возвышенность', 'сопку', 'холм', 'гору', нетрудно понять, что 'варяг' обозначает социальную группу 'верховников', социально высокую группу населения, соотносимую с российским дворянством, а потому и обозначающую руководящую силу общества), а в-третьих, термин этот характеризует и определенный образ жизни, связанный с тягой к путешествиям, торговым экспедициям и, естественно, к разбою.
Кстати, никакого отношения к славянскому понятию 'ворог', 'враг' это слово не имеет: это - домыслы поверхностных дилетантов.
С каких же пор русы стали главенствовать над карелами и ижорцами, принявшими на время их этническое имя?
Точного ответа на этот вопрос мы не знаем, но есть два исторических факта, дающих нам ключ к понимaнию.
В конце VII-начале VIII вв. в Гардарики (мы помним, что этим словом обозначалось тогда государство Гардов, то есть земли карел) властвовал конунг Радбард (Краснобородый), носивший титул Гардский: об этом сообщает в своем труде 'Деяния данов' хронист начала XIII в. Саксон Грамматик.
Но уже к концу VIII столетия внук Радбарда Гардского - Регнальд, сын Рандвера, - по сообщению того же Саксона Грамматика, носил титул 'Русский'. Радбард, Рандвер, Регнальд властвовали над одним народом: тем, чьи владения начинались восточнее города Кирьялаботнара на границе со Швецией в вершине нынешнего Ботнического залива - границы Карелии были тогда иными, нежели ныне. Этот народ и именовался на прибалтийско-финский манер 'карья', 'кирья', а на германский - 'гарды', то есть по-нашему - 'корела', 'карелы'. К концу VIII столетия он и принял имя нового для Прискандинавья этноса - русов. Эти русы были уже варягами - верховенствующим сословием в освоенной ими части Прискандинавья.
Но в силу чего же русы обрели к концу VII в. такое значение в среде карел, населявших эти места в течение двух с лишним тысячелетий?
Для ответа нам надо последовательно пройти по многоступенчатой истории нового времени: именно тут обнаружатся ступени, с которых русы, становившиеся варягами, начали свой исторический скачок (хотя, несомненно, в подборке этих исторических фактов есть и такие, что непосредственного отношения к русам не имеют, зато характеризуют развитие главного героя этой хроники - Приневья). И, конечно, это имеет отношение не только к появляющимся на арене историческим фактам, но и к легендарным, составляющим неотъемлемую часть культурного наследия всех объектов - и литературных, и территориальных.
_______________
1 Великая Швеция у Снорри - это, несомненно, Скифия.
2 'Танаквисль' - происходит, по Снорри, от имени реки Дон - Танаис.
3 Римляне во второй половине первого дохристианского века вели ряд войн за пределами империи. Луций Корнелий Сулла и Гней Помпей, скажем, сражались в Греции, Малой Азии, Армении и Закавказье с понтийцем Митридатом VI Евпатором.
4 Это - нынешний город Оденсе на датском острове Фюн.
5 Немного к западу от современной Сигтуны в Швеции.
6 Переводчик ПВЛ Дмитрий Лихачев пишет тут не 'русь', а 'русские'. Я исправляю вольность переводчика, ибо в ПВЛ сказано предельно ясно:
'В Афетове же части седять русь...' 19)
К содержанию |